2023/12/14 17:58:19

FamilyTech (семейные технологии)


2023: FamilyTech: Как развивается рынок цифровых технологий для семьи

В ноябре 2023 года Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ опубликовал отчет, посвященный так называемым семейным цифровым технологиям (FamilyTech). Такие разработки, по словам специалистов, преобразуют человеческий быт и уклад жизни почти каждой семьи. Аналитики выделили несколько технологических трендов для рассматриваемого рынка в мире и в России.

Первое место в глобальном списке заняли видеоконференции, второе - дистанционное обучение, третье - облачные игры. В мировой повестке FamilyTech ряд направлений сочетают функции развлечения и поддержки рабочих / учебных задач, а также целей личностного развития. Этому способствуют, к примеру, интеллектуальные помощники, социальные сети, которые помогают, в том числе, оттачивать социальные навыки (эмпатию, любовь), мобильные игры, ценные элементом свободы, возможностью творить свою собственную реальность (как в игре Minecraft), и ранее упомянутые технологии виртуальной реальности, отмечают в ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

В России главным вектором развития FamilyTech названо информированное, осознанное, опекающее родительство, заботящееся о виртуальной и физической безопасности детей. Его опорами служат, в частности, приложения родительского контроля за потреблением цифрового контента, технологии защиты данных детей в сети, домашнего и внешнего видеонаблюдения.

Отличительная черта российской индустрии FamilyTech — фокус на приложениях для умного дома. Умные колонки, встроенные виртуальные ассистенты, смарт-часы становятся удобной «точкой входа» в мир цифровых технологий для пользователей самого разного возраста — от дошкольников до пожилых людей. Дальнейшему распространению смарт-экосистем для решения семейных задач способствуют, с одной стороны, их растущая доступность, с другой — стандартизация цифровых технологий для дома. Так, в июле 2023 году Росстандарт утвердил соответствующую перспективную программу, а осенью 2022-го ключевые игроки рынка перешли на единый кроссплатформенный стандарт устройств умного дома Matter (построен на принципах открытого исходного кода, дает возможность интегрировать экосистемы умного дома различных производителей в единую сеть).

По словам аналитиков, при анализе российской повестки также заметен лавинообразный рост развлекательного и игрового контента, который делается с каждым годом все более реалистичным благодаря развитию VR/AR и иммерсивных технологий, облачных игр и др. Противостоять этому тренду может геймификация образовательного контента, расширение использования интерактивных приложений с функцией распознавания речи и поддержкой персонализированных рекомендаций. В особенности это актуально для сегмента KidTech (технологии для детей младшего возраста, многие из которых еще не умеют читать и писать). На ранних этапах родители в большей степени могут влиять на пользовательский опыт ребенка и задавать тем самым модели его цифрового потребления в будущем. Некоторые из перечисленных решений с успехом применяются, например, для изучения иностранных языков (платформы Buddy.ai, Duolingo и др.).

В ИСИЭЗ НИУ ВШЭ отмечают, что закрепившиеся после пандемии COVID-19 практики и форматы дистанционной и гибридной работы и учебы резко изменили привычную организацию жизни семьи. Во всем мире и в России наблюдается переход от модели «работа VS дом и забота о детях» к модели, когда родителям приходится одновременно выполнять профессиональные задачи, обеспечивать качество образования детей, следить за их здоровьем и социально-эмоциональным развитием.[1]

Примечания