2024/04/16 11:37:56

Детские товары (рынок России)


Содержание

2023: Рост объема рынка на 13% до 1,17 трлн рублей

Объем российского рынка детских товаров за 2023 год вырос на 13% в сравнении с 2022-м и достиг 1,17 трлн рублей. Такие данные Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) были обнародованы в середине апреля 2024 года.

Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на президента АИДТ Антонину Цицулину, детские товары ушедших брендов остались на полках магазинов благодаря параллельному импорту, что, в свою очередь, способствовало сохранению конкуренции на рынке.

Объем российского рынка детских товаров за 2023 год вырос на 13%

Как отмечается в публикации издания, после отказа западных производителей, таких как Hasbro, Mattel, Lego, поставлять товары в Россию их должны были заместить отечественные производители игрушек. Однако на долю локальных производителей такой продукции в 2023 году пришлось не более 10% рынка. При том, что до пандемии коронавируса COVID-19 этот показатель был на уровне 12%, подчеркнули в АИДТ.Цифровизация ТЭК: тренды, перспективы, крупнейшие ИТ-поставщики. Обзор TAdviser 15 т

Сегмент игр и игрушек по итогам 2023 года занял 20,5% российского рынка детских товаров. Однако по итогам 2023 года рост в этом сегменте превысил 9%. К примеру, выручка трех зарубежных производителей достигла 29 млрд рублей по итогам 2021 года. При этом за этот же период крупные российские компании смогли заработать не более 7 млрд рублей.

Как сообщили газете в Минпромторге, производство детских игр и игрушек в России по итогам 2023 года, в том числе благодаря мерам господдержки этого рынка, включая субсидии на компенсацию части затрат на научно-исследовательские работы, на обслуживание кредитов и льготный лизинг.

Мнению гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, российским производителями сложно конкурировать с компаниями из Китая из-за низких цен, которые сохраняются за счет наращивания объемов выпуска. Также у китайских внедоров есть преимущество перед российскими с точки зрения технологичности и эффективности производства, отмечает эксперт.[1]

2022

Снижение продаж детских игрушек на 8,8% до 1,73 млрд шт

Объем российского рынка детских игрушек по итогам 2022 года составил 1,73 млрд штук, что на 8,8% меньше показателя годичной давности. Об этом свидетельствуют данные аналитиков BusinesStat, обнародованные в ноябре 2023 года.

Падение продаж детских игрушек эксперты связали с:

  • уходом с российского рынка ряда крупных мировых брендов;
  • перебоями с поставками из-за нарушения логистических цепочек;
  • ростом цен;
  • отъездом части покупателей из России.

По словам специалистов, помимо экономических факторов, ключевым фактором, негативно влияющим на российский рынок детских игрушек в последние годы, является снижение рождаемости. Также сокращается и максимальный возраст, в котором дети играют в игрушки: если ранее он составлял 12 лет, то в 2022 году – не более 10 лет. По данным участников рынка, основными покупателями детских игрушек в настоящее время являются родители детей в возрасте от 0 до 6 лет.

В исследовании за 2022 год также отмечается, что продажи детских игрушек в последние годы поддерживаются развитием маркетплейсов. Подобные площадки пользуются все большей популярностью у россиян благодаря большому ассортименту представленных к продаже товаров, широкой географии продаж и быстрым срокам доставки, поясняют аналитики. При изучении ситуации на рынке они рассматривали продажи следующих игрушек:

  • Головоломки
  • Игрушечное оружие
  • Игрушечные музыкальные инструменты и устройства
  • Игрушки в виде животных
  • Игрушки в наборах или комплектах прочие
  • Игрушки и модели, имеющие встроенный двигатель
  • Конструкторские наборы, наборы для сборки моделей «в масштабе»
  • Куклы
  • Трехколесные велосипеды, самокаты, коляски для кукол[2]

Производство детских подгузников и пеленок в России сократилось после роста на 16,3%

Производство детских подгузников и пеленок в России по итогам 2022 года сократилось на 10,6% после роста на 16,3% в 2021-м. Такие данные в июле 2023 года привели в исследовательской компании BusinesStat.

По ее оценкам, в 2022 году в РФ было произведено 3,78 млрд детских подгузников и пеленок против 4,23 млрд штук годом ранее. Причиной спада стал дефицит сырья на фоне западных санкций. В частности, распушенная целлюлоза и суперабсорбент вошли в пакет санкций ЕС, поясняют эксперты. В 2022 году в стране насчитывалось более 20 производителей детских подгузников и одноразовых впитывающих пеленок. При этом порядка 80% реализуемой продукции составили зарубежные бренды, частично локализовавшие производство в России.

Производство детских подгузников и пеленок в России сократилось после роста на 16,3%

Как отмечают аналитики, в условиях санкционного кризиса ряд предприятий (Essity, Procter & Gamble) заявили о прекращении инвестиций в российский бизнес, но продолжили производство средств детской гигиены. Параллельный импорт не мог быть решением для транснациональных корпораций. Они вынуждены были искать альтернативных поставщиков внутри страны или в Азиатском регионе и временно сокращать выпуск.

Из отчета также следует, что в 2022 году экспорт детских подгузников и пеленок из России сократился на 24% относительно 2021-го - до 1,28 млрд единиц. Из-за снижения производства внутри страны на фоне западных санкций и дефицита импортного сырья уменьшились поставки в Казахстан (-172,5 млн штук) и Индию (-71,3 млн штук), а также практически прекратились поставки на Украину (-152,3 млн штук). В денежном выражении объем ипорта этой продукции по итогам 2022 года сократился почти на 10% в сравнении с 2021-м и составил $209,8 млн.[3]

2020: Рост онлайн-продаж детских товаров на 76% - Data Insight

Продажи детских товаров через интернет в России по итогам 2020 года увеличились на 76% в денежном выражении и на 112% в натуральном в сравнении с 2019-м. Об этом свидетельствуют данные исследовательского агентства Data Insight.

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на опубликованную статистику, онлайн-продажи товаров для детей выросли рекордно. При этом абсолютные цифры в Data Insight не уточнили. Издание напомнило, что в 2019 году объем рассматриваемого рынка поднялся на 21%, а количество заказов выросло на 39%.

Несмотря на то что онлайн-продажи в период пандемии коронавируса COVID-19 активно развивались во многих других сегментах, именно реализации продукции для детей, по словам опрошенных «Ведомостями» ритейлеров, способствовал новый формат – Click & collect. Он подразумевает, что товар заказывают онлайн, но забирают и оплачивают его покупатели уже лично в магазинах.

Онлайн-продажи детских товаров за 2020 год рекордно выросли

Партнер Data Insight Федор Вирин отмечает, что активное развитие Click & collect именно в сегменте продукции для детей связано со спецификой этого рынка: ассортимент тут включает большое количество товаров, начиная от питания и предметов гигиены и заканчивая одеждой и крупногабаритными вещами.

По его словам, покупателю важно иметь возможность получить все в одном магазине. Большая часть заказа, например питание, — знакомые покупателю товары, которые он быстро собирает в корзину, а одежда, обувь и крупногабаритные вещи — категории, которые необходимо примерять на ребенке. Заказывать же все на дом сразу неудобно, так как на осмотр товаров и примерку может уйти много времени, которым не располагает курьер.

Всплеск спроса на товары для детей подтвердил онлайн-ритейлер Wildberries. Он зарегистрировал оборот соответствующей категории в 71 млрд рублей по итогам 2020 года, что на 70% больше, чем в 2019-м. При этом товары российского производства в 2020 году демонстрировали более высокую динамику продаж, чем в среднем в категории. Оборот отечественной продукции для детей увеличился на 96% – до 39 млн штук, в то время как в среднем по категории рост продаж составил 88%.[4]

Примечания