2009/12/07 12:38:17

IBM, Oracle и SAP выдавливают SAS с рынка BI: подробности

В условиях повышенной конкуренции на рынке решений для бизнес-анализа компания SAS Institute активно сопротивляется давлению со стороны основного конкурента - компании IBM, а также SAP и Oracle.

За последние два года IBM (досье), SAP (досье) и Oracle (досье) приобрели компании, которые конкурируют с SAS Institute (досье) в разработке программного обеспечения, предназначенного для прогнозирования тенденций, определения наиболее выгодных клиентов, снижения рисков и сокращения затрат.

При этом позиции компании SAS не ухудшились в период экономического спада: в SAS Institute в 2009 году продажи прогнозируются на уровне 2008 года в размере 2,26 млрд. долларов, а прибыль может сократиться на 4%. Для сравнения, доходы корпорации SAP в текущем году сократятся на 8%, а доходы Oracle сократятся на 1%.

Компания SAS специализируется на разработке программного обеспечения, которое позволяет компаниям работать и анализировать растущие объемы данных. Даже в период рецессии спрос на такие продукты расширяется, тогда как спрос на системы для оптимизации бизнес-процессов падает.

При этом компания требует высокую плату за свои BI-решения. Стоимость отраслевых продуктов компании SAS начинается от 1 млн. долларов, ежегодная абонентская плата составляет 20%-30% от первоначальной стоимости. По словам Билла Хостмана (Bill Hostmann), аналитика компании Gartner (досье), стоимость программных продуктов SAS несколько дороже BI-решений других вендоров.

Игорь Лейпи, ГК Softline: Объем поставок российских операционных систем в ближайшие годы увеличится как минимум вдвое

Согласно исследованию компании Gartner, продажи программного обеспечения для анализа данных в 2008 году возросли на 22% до 8,8 млрд. долларов. Доля компании SAS на рынке BI, также как и Oracle, составляет около 15%. Доля SAP составляет 24%, IBM – 11%.

Продукты SAS глубоко интегрированы в компаниях, которые их используют. В программном обеспечении вендор использует собственный язык программирования, который применяется и при обучении работе с системой. Для клиентов это усложняет смену поставщика программного обеспечения.

Наиболее близким конкурентом SAS является компания IBM. Примерно четверть доходов SAS приносят системы, установленные на компьютерах IBM. Это позволяет «Голубому гиганту» предлагать им свое программное обеспечение и превращать их в своих клиентов.

За последние пять лет компания IBM потратила 12 млрд. долларов на приобретение 13 компаний, работающих в области анализа данных и на развитие своих исследований и разработок в этой сфере. 28 июля текущего года IBM приобрела своего конкурента – компанию SPSS, разработчика программного обеспечения и решений для прогнозного анализа, за 1,2 млрд. долларов. В апреле IBM сформировала группу из 4 тыс. консультантов, работающих в сфере бизнес-аналитики, от оказания услуг которых в следующем году ожидается доход в размере 2 млрд. долларов. В 2007 году IBM заплатила 4,9 млрд. долларов за разработчика BI-решений – компанию Cognos (досье).

Тем самым компания IBM пытается убедить потенциальных клиентов в том, что «Голубой гигант» может превзойти SAS в предоставлении оборудования, программного обеспечения и консалтинговых услугах. По словам Роба Эша (Rob Ashe), генерального директора IBM, компания намерена занять место SAS в области анализа данных.

Oracle и SAP также рассчитывают на увеличение доходов за счет BI-приложений. В 2007 году Oracle купила Hyperion Solutions за 3,3 млрд. долларов, а SAP приобрела компанию Business Objects за 6,8 млрд. долларов.

Также SAS борется с популярностью языка программирования с открытым исходным кодом, называемого R, который использует Google (досье), Стэнфордский университет и другие известные организации для разработки статистических приложений.

SAS имеет ряд преимуществ в области увеличения продаж и защиты от конкуренции. Программное обеспечение SAS, как правило, быстро устанавливается и легко в использовании, хотя SAS и привлекает консультантов из Accenture и других компаний для того, чтобы помочь клиентам успешно начать работу с системой. Продукты SAS для небольших компаний могут стоить не более десятков тысяч долларов. В 2010 году прогнозируется рост доходов компании от продажи лицензий на программное обеспечение, хотя совокупный доход не увеличится.

Среди клиентов SAS – компании, занимающиеся самой разнообразной деятельностью. Компания Shell применяет продукты SAS для прогнозирования продолжительности работоспособности буровых насосов для добычи нефти. Банковский гигант HSBC использует его для предотвращения мошенничества с использованием кредитных карт. Универмаг Kohl приобрел SAS для максимизации прибыли от скидок в своих 850 магазинах.

SAS использует 1 млрд. долларов для расширения своей штаб-квартиры в городе Кэрри, штат Северная Каролина, США. В следующем году SAS планирует инвестировать 70 млн. долларов в открытие дата-центров, чтобы иметь возможность предоставлять программное обеспечение через Интернет.

Джеймс Гуднайт (Jim Goodnight), соучредитель SAS Institute, владеет двумя третями акций компании. Г-н Гуднайт в 2009 году занимал 33 позицию в списке миллиардеров журнала Forbes. Джон Солл (John Sall), соучредитель и CEO SAS, имеет оставшуюся треть акций.

В настоящее время SAS оценивается г-ном Гуднайтом в 10-12 млрд. долларов. Учредители SAS не намерены продавать компанию. По их словам, им поступило два предложения о покупке SAS от двух крупных компаний, однако учредители попросили за SAS 20 млрд. долларов. По словам г-на Гуднайта, компания может самостоятельно функционировать на рынке.