2010/05/10 22:49:45

Business intelligence (причины неэффективности)

Несмотря на актуальность BI-систем, большинство компаний не добились ожидаемого результата от проектов на практике. Если верить прогнозу аналитической компании Gartner, то уже к 2012 году из пяти тысяч самых крупных компаний, более чем 35 % будут принимать неправильные решения из-за отсутствия доступа к актуальным данным и аналитической информации. Специалисты считают, что нерезультативное использование BI — это не следствие пассивности ИТ-отделов, как думают многие. Специалисты сферы технического обслуживания бьются за выполнение требований BI-пользователей, но по определенным причинам часто становятся виноватыми в отрицательных результатах. В состоянии нерешительности находится большинство BI-пользователей, не так давно опрошенных компанией Gartner. Они не довольны решениями, которые предлагают ИТ-отделы.

Содержание

Причины неэффективности Business Intelligence

Аналитики Gartner Курт Шлегель (Kurt Schlegel) и Ван Декер (Van Decker) предполагают, что существует пять основных причин расхождения теоретической пользы ВI и практических результатов. Это:

  • Отсутствие взаимодействия ИТ и бизнеса. ИТ-отделы очень часто воспринимают BI-пользователей не как партнеров, а как заказчиков. Как следствие, не оправдав пользовательских ожиданий, все перекладывают вину друг на друга, вместо того, чтобы совместно найти правильные решения.

  • Отсутствие согласованности между BI-инструментами и корпоративной стратегией. Большая часть внедрений BI осуществляется на уровне отделов, а не организации в целом, что отрицательно сказывается на координации с основной корпоративной стратегией.
  • Отсутствие взаимосвязи между BI и бизнес-процессами. Для того чтобы осуществить потенциал BI полностью, необходимо своевременно предоставлять требуемую информацию нужным пользователям в нужное время. Результаты анализа, предоставляемые BI-системой и инструментами, должны быть встроены в фактические бизнес-процессы.
  • Нехватка BI-администрирования, а в отдельных случаях — чрезмерное администрирование. Данная функция часто выполняется в пределах определенных подразделений или же, наоборот, централизована сверх меры.
  • Отсутствие навыков у бизнес-пользователей. Для того чтобы эффективно использовать BI-инструменты персонал должен быть обучен. Сегодняшний рынок предлагает крайне сложные приложения, поэтому специалистам на местах не представляется возможным использовать все их преимущества в полной мере.

По мнению обоих аналитиков, для устранения пробела между потенциальной и фактической пользой от применения BI нужно сделать предпринять ряд шагов.Одним из условий является создание так называемых «зон комфорта» для технических специалистов. ИТ-персоналу необходимо внедрять, управлять технологией и пропагандировать BI. Одна из главных задач — доказать всем, что данная технология необходима и полезна, а также поднять на новый уровень корпоративную культуру, добиться эффективного скачка от интуитивного принятия решений к информированному принятию решений. Специалисты считают, что технический персонал должен пересмотреть свой подход к предоставлению информации конечным пользователям. Как правило, такие задачи решаются при помощи статических отчетов и запросов или нерегламентируемых отчетов. Что касается практики, то здесь необходимо сконцентрировать внимание на создании интерактивных отчетов, которые будут отвечать различным требованиям и уровням подготовки пользователей.Рынок аутсорсинга информационной безопасности в России: особенности развития и перспективы. Обзор TAdviser 6.3 т По опросам Gartner, опытные пользователи достаточно часто создают свои личные витрины данных в электронных таблицах, которые не попадают в поле зрения ИТ не администрируются централизованно. Главной задачей здесь является устранение тех ограничений, которые несут в себе запросы. Как вариант, разработчики могут сконцентрироваться на выработке среды обнаружения данных, благодаря которой появится прекрасная возможность для аналитиков в плане решения нестандартных задач. Помимо этого, в такого рода среде результаты аналитических операций становятся достоянием всей организации, а не хранятся локально.

BI и принятие решений

Несмотря на то, что в BI-системы и платформы были сделаны серьёзные вложения, которые способствовали появлению квалифицированных кадров, как у разработчиков, так и в клиентской среде, тем не менее, многие компаний не справляются с задачей подключения результатов BI к последним этапам принятия ответственных решений. Таковыми являются выводы специалистов Gartner. Слабая взаимосвязь между BI и принимаемыми решениями становится причиной недостаточной прозрачности в большинстве организации. Для того чтобы добиться кардинальных изменений, необходимо создать системы поддержки принятия решений, с помощью которых можно будет использовать BI-аналитику, исходные данные, принимаемые решения и эффективность управленческого персонала. По мнению Курта Шлегеля, крупные поставщики должны инвестировать больше средств в специализированные приложения для поддержки принятия решений (СППР), даже если прибыльность таких пакетов сначала будет довольно низкой. «Готовые средства ППР, а также и программное обеспечение для взаимодействия обеспечат простейший способ объединения BI и принятия решений. Это очень простая идея, дающая массу преимуществ» — утверждает аналитик. Программное обеспечение для коллективного взаимодействия можно использовать как для совместного применения BI-отчетов, так и для тестирования различных версий и потенциальных решений на разные выборки данных. Данная среда дает возможность лицам, принимающим решения, удаленно сотрудничать, принимать участие в дискуссиях, анализировать и исследовать информацию, вырабатывать единый подход, выделяя положительные и отрицательные стороны в различных направлениях деятельности. Программное обеспечение для взаимодействия гарантирует сохранность истории принятых решений, что является очень важной информацией. Объединив аналитическую информацию с принимаемыми решениями и их результатами, организации смогут достигнуть высокой прозрачности, что крайне необходимо в условиях жестких регулятивных требований. Помимо этого, таким способом можно собрать важные данные и знания для исследовательских работ. В последствии, такие собранные данные дадут возможность определить самых квалифицированных менеджеров, а также еще раз использовать шаблоны принятия решений, которые, фактически представляют оптимальные методы ведения бизнеса. Начинаться данный процесс должен с описи всех принимаемых решений и определения тех, которые наиболее важны для бизнеса.

Мнение спрециалиста

Курт Шлегель: «Несмотря на беспрецедентную доступность информации, в последние десять лет мы видим последствия неграмотных решений, принятых как в государственном, так и в частном секторе. Обеспечение доступа к информации не достаточно для принятия хороших решений. Жизненный цикл BI состоит из трех этапов. Первый этап подразумевает организацию, очистку и сбор данных. Второй — предоставление данных в согласованном виде, часто в виде отчетов. Третий, наиболее важный — применение BI в процессе принятия решений. Многие организации успешно проходят через первый и второй этапы, но застревают на третьем. Это не просто, но большинство компаний готовы выполнить скачок на последнюю ступень. Кроме того, необходимо изменение корпоративной культуры, в основе которой будет лежать задача оптимизации деятельности, начав с обучения персонала и поиска оптимальных методов, стоит повысить ценность этой задачи в глазах персонала, донести до всех сотрудников основные этапы процесса и конечную цель. Это послужит началом культурного прорыва».

Таким образом, учитывая мнения специалистов Gartner, главным ринципом модернизации BI-проектов должна быть согласованность ИТ и бизнеса, а также введение средств поддержки принятия решений и коллективного взаимодействия. Только в процессе сотрудничества можно исправить нестыковки и расхождения в области BI. Поставив перед собой цель, оптимизировать всю деятельность на разных организационных уровнях, можно достигнуть высокой прозрачности, эффективности и прибыльности.

Ссылки

Причины неэффективного внедрения BI