2012/11/10 23:36:46

Национальные особенности рынка ECM/СЭД в России

Характерная черта российского рынка ECM/СЭД состоит в том, что для него весьма характерна национальная специфика. Среди наших главных «национальных особенностей» в первую очередь, наверное, нужно выделить три:

Содержание

  • общее отставание по уровню проникновения ИТ в жизнь страны (экономику, государственное управление, частную жизнь и пр.), что видно по таким показателями, как уровень ИТ-расходов на душу населения, доля ИТ-затрат в ВВП страны;
  • особенности системы управления организациями и страной в целом, с сильными историческими традициями административно-командной модели управления;
  • сильное присутствие государства (системы государственного управления) в жизни страны.

Все эти аспекты взаимосвязаны, но среди них нужно отметить особую роль «сильного присутствия государства», которая, к сожалению, сказывается на динамике развития ИТ-рынка в целом и СЭД-отрасли в частности не самым лучшим образом. Государство традиционно выступает на рынке в двух ролях – как регулятор (путем формирования нормативно-правовой базы, которая как раз для ECM-проблематики имеет особое значение) и как самый крупный заказчик. Причем как регулятор государство явно запаздывает с принятием решений, а как заказчик является весьма консервативным и не слишком нацеленным на получение реального эффекта от внедрения ИТ. Но это еще не все: национальной особенностью нашего государства является и то, что оно усиленно пытается выступать и в роли ИТ-поставщика, непосредственного игрока рынка, играя при этом по не вполне очень рыночным законам.

Все это сказано, чтобы пояснить: мы не только отстаем в области ECM, просто воспроизводя у себя «западную ситуацию» с задержкой в несколько (или более) лет. Двигаясь, конечно же, в русле мировых (точнее, даже «естественных») тенденций, мы постоянно используем свои специфические модели миропонимания, ищем какие-то собственные пути развития, придумываем «национальные» схемы реализации этих идей. Создается впечатление (и это подтверждается экспертными мнениями), что мы развиваемся в этом направлении, исходя не из понимания необходимости его для нас самих, а лишь под воздействием напора общего природно-мирового процесса.

Системы ECM на ИТ-рынке

Вся информация, с которой имеет дело человечество, довольно условно, делится на две части – структурированная и неструктурированная. Эти термины, считающиеся общепринятыми, на наш взгляд, не очень верны. Правильнее было бы говорить о способах восприятия и обработки информации. Структурированная (в первую очередь числовая, представленная в структурированном виде) может достаточно просто восприниматься и обрабатываться машинным образом, а неструктурированная – преимущественно самим человеком. Именно поэтому довольно часто используется такое пояснение: структурированная информация – это то, что можно «считать», неструктурированная – то, что можно «читать».

Соответственно и все прикладные ИТ-системы можно условно разделить на два класса: те, что работают со «считываемой» информацией, и которые работают с «читаемой» информация. Опять же очень условно, это – системы ERP и ECM.Догнать и перегнать: Российские ВКС прирастают новыми функциями 6.8 т

В общем объеме информационных ресурсов человечества основная доля (называются значения 80–90%) приходится на «читаемую» информацию – тексты, графика, изображения, видео, аудио. Но проникновение ИТ в жизнь людей началось со «структурированной» стороны, с решения широкого спектра учетных задач. Понятно, почему: компьютеры ориентированы в первую очередь на обработку «считываемой» информации, и данный класс задач является более актуальным, первоочередным в плане автоматизации деятельности предприятия.

Что же касается ECM-сферы, то по вполне понятным и объективным причинам уровень ее автоматизации и проникновения в нее ИТ всегда отставал. Но при этом нужно отдавать себе отчет, что развитие ИТ-рынка в значительной степени происходит за счет расширения круга решаемых ECM-задач. Просто потому, что уровень автоматизации в ERP-системах можно (опять же очень условно) считать близким к 100%, а в ECM – лишь на 10–20%. Причем принципиально важно тут то, что объемы «читаемой» информации растут гигантскими темпами, и главное – расширяется состав задач. Например, если в 1990-е годы почти вся ECM-тематика сводилась к вопросам управления текстовыми документами, то сейчас это – графика, мультимедиа, Интернет, социальные сети и пр. И такое актуальное сегодня ИТ-направление, как Big Data, – это во многом тоже задачи класса ECM.

Говоря о соотношении и перспективах развития ERP и ECM, можно привести такую историческую аналогию: человечество сначала обживало побережье морей, а потом уже двинулось осваивать внутренние территории материков. С той лишь разницей для ИТ, что территории эти постоянно расширяются…

Проиллюстрировать сказанное можно довольно условной диаграммой, показывающей динамику процесса расширения объемов информации и уровня их покрытия ИТ-средствами (рисунок). Тут дополнительно необходимо отметить еще один важный нюанс: нужно различать объемы информации вообще (представленной на разного рода носителях, в том числе на бумажных) и объемы информации в электронно-цифровом виде (проще говоря, хранимой в ИТ-системах). Так вот, для ERP-информации можно говорить, что она уже давно почти на 100% представлена в электронном формате (тут проблемы преобразования из других форматов в цифровой изначально не было). А для ECM эта доля еще очень далека от 100%, и процесс преобразования в электронный вид является отдельной серьезной задачей.

В плане изменения соотношений ERP и ECM за последние 15 лет можно привести пример ведущих мировых ERP-поставщиков (Oracle, SAP, Microsoft) – все они в последние десять лет самым активным образом развивают свои ECM-направления. Для компании Microsoft ее SharePoint за прошедшие 10 лет стал один из «столпов» всего огромного бизнеса крупнейшего мирового софтверного поставщика.

Или вот очень показательный российский пример: фирма «1С» свой бизнес в первой половине 1990-х начала именно с направления автоматизации документооборота («1С:Документооборот»), бухгалтерское ПО в ее арсенале появилось немного позднее. Затем в течение более 10 лет направление СЭД ушло на задний план бизнеса компании. Однако в 2009 г. фирма фактически вернулась на этот рынок с новым решением (но под старой торговой маркой), которое сегодня уже входит в число флагманских продуктов в линейке «1С:Предприятие».

От СЭД к ECM

Если просмотреть историю развития российской ИТ-отрасли от 1990-х годов, когда началось формирование собственно ИТ-рынка, до ее современного этапа, нетрудно заметить, что разработка СЭД- и ERP-решений (хотя обоих этих терминов тогда еще не было вовсе) началась именно тогда, и почти одновременно. Более того, старейшие из российских компаний-разработчиков сегодняшнего дня с двадцатилетним стажем работы на рынке принадлежат как раз к категории СЭД-вендоров «Электронные офисные системы» (ЭОС), «ИнтерТраст», Научно-технический центр Института развития Москвы», имея при этом еще более давние исторические корни из советской поры.

Однако довольно быстро выяснилось, что главные интересы предприятий в плане ИТ-автоматизации связаны с решением учетных задач – основной объем по внедрению ИТ в российских компаниях с середины 1990-х до середины нулевых годов нового столетия выполнялся именно под знаменем ERP. СЭД-направление тоже развивалось, но все же имело на ИТ-рынке явно второстепенное значение. Ситуация стала меняться примерно в середине прошлого десятилетия, когда актуальность тематики СЭД начала быстро расти, и суммарные затраты на реализацию таких проектов стали по крайней мере соизмеримы с затратами на ERP-автоматизацию.

Отметим следующие основные причины этого тренда:

  • компании в значительной степени завершили процесс своей ERP-автоматизации и смогли перейти к решению новых задач автоматизации;
  • стала повышаться роль управления документами с точки зрения основного бизнеса компаний;
  • быстро формировались отрасли, связанные с документо-ориентированной деятельностью (финансово-кредитные структуры, страховой бизнес, проектные организации и т. д.);
  • заметно возросла активность государства по автоматизации деятельности огромного государственного аппарата на базе ИТ;
  • на рынке все более актуальной становилась задача перехода от бумажного к электронному документообороту.

На последнем пункте нужно остановиться отдельно. По сути, российские СЭД еще до недавнего времени были ориентированы в основном на решение задач автоматизации организационно-распорядительного документооборота (ОРД), и более того, – в значительной степени на поддержку его бумажного варианта (электронный учет бумажных документов). За последние 15 лет отечественные СЭД-решения прошли путь от переноса в электронную форму регистрационно-учетных журналов до создания систем «сквозного документооборота» в масштабах крупных холдингов. Такие системы «научились» согласовывать документы в электронном виде, хранить образы, использовать ЭЦП, коллективно работать над проектами документов, контролировать поручения, реально ускорять информационные потоки в организации. СЭД стали средством поддержки не только сотрудников канцелярии, но и значительной части управленческого персонала.

В то же время, оценивая ситуацию в российской сфере СЭД в целом, нужно понимать, что этап автоматизации бумажного документооборота тут закончился всего пару лет назад, и начался поворот в сторону перехода к безбумажным технологиям и создания полноценных систем управления электронными документами. В связи с новыми задачами автоматизации перед отечественными СЭД-разработчиками, внедренцами и заказчиками возникает необходимость решения целого ряда новых проблем, поскольку требуется изменение самой концепции построения систем и самого подхода к работе с документами.

Таким образом, для поставщиков СЭД-решений стоит непростая задача «расширения горизонтов» применения предлагаемых ими продуктов за традиционные рамки ОРД и привычного делопроизводства. При этом им нужно решить несколько проблем:

  • расширить функциональные и технические возможности своих продуктов;
  • преодолеть бытующие на рынке представления о теме «управление контентом» как исключительно о задачах ОРД;
  • быть готовыми к усилению конкуренции на ECM/СЭД-рынке, в том числе за счет более активного присутствия зарубежных вендоров, поставщиков из смежных областей (ERP, CRM), а также провайдеров облачных сервисов;
  • не просто следовать развитию требований рынка, а действовать на опережение, активнее продвигать идеи мобильности, облачных моделей и т. д.

Конкурентная ситуация на российском рынке СЭД

Говорить об оценках российского рынка СЭД на уровне каких-то количественных оценок, выделять по каким-то объективным показателям лидирующие компании очень сложно. Анализ ситуации в этой сфере – одна из давних «больных» и острых тем в отечественной отрасли СЭД. Объективных сведений мало, а те, что есть, признаются далеко не всеми участниками рынка.

Каталог СЭД/ECM-систем,
компаний-разработчиков и интеграторов доступен на TAdviser

Проблема тут во многом в исторической специфике рынка ECM как такового, которая усугубляется национальными особенностями нашей страны. Сам рынок очень неструктурированный и трудно анализируемый. Парадокс заключается в том, что, несмотря на достаточно солидный срок развития СЭД-отрасли, она остается «вечно молодой», рынок постоянно носит формирующийся, можно даже сказать, «бурлящий» характер.

Это можно показать на сравнительном примере ERP и ECM. Российский рынок ERP очень четко и давно структурирован, тут имеет место высокий уровень зрелости. Это видно по таким показателям: во-первых, основной объем используемых ERP-решений базируется на тиражных продуктах ERP-вендоров, уровень заказных разработок, а тем более «внутрифирменных» – довольно низкий. Во-вторых, в основном используется классическая вендорно-партнерская модель реализации проектов: вендор – поставщик продуктов, внедренец – компания-партнер. Наконец, высока консолидация рынка: есть четкая группа лидеров, на ведущую пятерку приходится до 90% поставок.

В сфере ECM/СЭД все выглядит иначе:

  • высокий уровень заказных и in-house-разработок;
  • слабо развитая партнерская модель (у российских поставщиков – минимальная сеть, многие компании работают вовсе без партнеров);
  • огромное число поставщиков и решений (до 100), в ведущую группу входит не менее десятка вендоров, сложно объективно выделить лидеров рынка.

  • ИТ-издание BYTEmag.ru