2020/09/10 11:16:57

Андрей Алексеев, Assortix: Мы предлагаем универсальный инструмент для планирования, прогнозирования и математической оптимизации

Инструменты создания математических моделей давно присутствуют в инструментарии ИТ. Директор по проектам компании Assortix Алексеев Андрей рассказал TAdviser, как современные аналитические решения помогают компаниям решать обширный спектр задач оптимизации бизнеса.

Андрей
Алексеев
«Инструменты IBM и платформа Assortix универсальны и могут быть адаптированы к любому бизнес-процессу

Задачи логистики, прогнозирования всегда были «полем» для применения различных математических инструментов. Однако всепроникающая информатизация радикально меняет сферы и способы применения известных математических инструментов. Каким образом?

Андрей Алексеев:Вы правы, сфера применения математической оптимизации и статистического прогнозирования довольна традиционна. Мы работаем на рынке с 2015 года, реализовали несколько успешных проектов. Мы видим, что в ближайшем будущем применение оптимизационных методов будет еще более востребовано. Причина этого –изменениях в цепочках поставок, которые нужно эффективно перепланировать и проанализировать.

Представим, что у вас есть стандартная цепочка производства продукции и обеспечения этой продукцией конечных покупателей. В случае изменений на рынке, к примеру, изменения рецептуры, отказа поставщика, повышения стоимости обработки и хранения, вам придется разработать новый и при этом, заметим, оптимальный план. А для этого необходимо обработать десятки возможных вариантов. Это можно сделать силами аналитиков, традиционных учетных систем. Но если применять математическую оптимизацию, задача будет решена гораздо эффективнее - расчет с применением ПО IBM ILOG может выполняться достаточно быстро. Безусловно, все зависит от объема данных и модели, но в любом случае это будет надежнее и быстрее, чем выполнять его вручную.

Какие компании или секторы рынка являются сегодня главным потребителем таких решений?

Андрей Алексеев:Знаете, в турбулентное время любой компании необходимо прогнозировать собственную деятельность, так как формирование планов придает дисциплину процессу и позволяет бюджетировать, анализировать процессы. Статистическое прогнозирование позволяет, во-первых, сформировать отправную точку для построения плана, и, во-вторых, при наличии достаточной истории сбыта предложить тренды выбытия. Конечно, брать «чистую» статистику для исполнения нельзя, поэтому мы в «Ассортикс» разработали платформу для планирования, которая позволяет перевести прогнозы в планы, учесть промо-акции и другие действия конкурентов, провести согласования с участниками процесса планирования.

Почему компания сфокусировалась на задачах автоматизации процессов планирования продаж и операций (S&OP – Sales and Operations Planning), планирования?

Андрей Алексеев:Можно сказать, что это судьба… А если серьезно, то партнеры компании - профессионалы с математическим и экономическим образованием, и самое главное - это люди, интересующиеся процессами планирования, прогнозирования, математической оптимизации и их автоматизацией. Мы как специалисты работаем с логистикой и планированием на разных платформах более 20 лет.

Несмотря на такую большую историю деятельности, мы остаемся нишевой компанией, ориентированной на автоматизацию S&OP и околостоящих процессов. Так что в ходе сотрудничества с клиентом в совместной постановке задач и внедрении участвуют сами партнеры, конечно, в определенном объеме. Средний возраст сотрудников составляет 38-42 года, у некоторых за плечами опыт работы главными экономистами, директорами по финансовому и экономическому планированию.

Какие уровни планирования охватывает платформа Assortix? На каких сотрудников компании она рассчитана?

Андрей Алексеев:Платформа и система, которая включает продукты IBM SPSS Modeler, ILOG CPLEX, покрывают все процессы цикла S&OP: от прогнозирования до распределения. В одной из компаний-заказчиков внедрили контур оперативного планирования, где планировать можно с учетом остаточного срока годности, с учетом требований каждого канала сбыта, сети, дистрибьюторов. То есть система закрывает как стратегический, так и оперативный процессы в компании. В этом плюсы универсальности инструментов и системы в целом.

Платформа актуальна для всех участников процесса планирования: службы сбыта, логистики, производства и маркетинга. Так, сбыту система интересна, поскольку позволяет сформировать консенсусный план продаж, логистам - для анализа и формирования товарных и материальных потоков, производственникам - для получения скользящего плана производства. А маркетингу платформа интересна как система для анализа промо-активностей.

Платформа Assortix использует продукты своего партнера – корпорации IBM. Эти мощные технологии «Ассортикс» связала вместе и объединила с собственными разработками. Какую новую ценность для клиентов удалось создать в результате?

Андрей Алексеев:Прежде всего, это персонализация: не нужно ждать или кардинально менять процессы, чтобы внедрить и использовать систему. Безусловно, процессы должны быть формализованы, чтобы их автоматизировать, но можно осуществить внедрение именно с учетом всей специфики заказчика.

Платформа Assortix – это результат разработки и постоянного совершенствования программного продукта, который мы интегрировали с SPSS и ILOG. Ее основное преимущество заключается именно в том, что аналитическое решение будет построено именно под ваши нужды. При этом окупаемость и эффективность системы должны быть достаточно динамичными. Мы предлагаем решение и его размещение как «в облаке», так и в концепции «на земле».

Платформенный подход предполагает, что часть функционала реализуется сразу в платформе, а часть легко добавляется при необходимости, что позволяет упростить процесс внедрения непростого ИТ-инструмента. Как это выглядит в случае платформы Assortix?

Андрей Алексеев:Совершенно верно. У нас реализованы стандартные объекты функциональности логистической модели, ведение справочников НСИ (нормативно-справочной информации), а также технологические особенности интеграции с IBM SPSS и IBM ILOG.

На уровне логики (сервера приложений) реализованы расчеты планов по каналам продаж, а также расчеты, включая предварительные результаты (пресолв), для анализа поставок с учетом большого количества параметров. Это позволяет оперативно рассчитывать данные до отправки их в решатель на детальном уровне, эффективно влияет на стоимость владения и быстродействие.TAdviser выпустил Карту российского рынка цифровизации строительства 25.3 т

Внедрение может проходить поэтапно, с точки зрения, как детализации планирования, так и использования ограничений. Например, на первой фазе можно учитывать ограничения производственного блока, а впоследствии производственной линии, причем, на уровне рецептуры конкретного продукта или полуфабриката, так как часто использование разных рецептур подразумевает разную загрузку производственных участков, влияет на себестоимость продукции и график производства.

Важный элемент платформы – интерфейс пользователя. Как он реализован в платформе Assortix?

Андрей Алексеев:Это интересная особенность платформы. На данный момент интерфейс платформы – это компонент, встраиваемый в Microsoft Excel. То есть пользователь заходит в Excel, выбирает вкладку «Ассортикс» и начинает работать там, как в среде планирования. Мы пришли к этому решению после того, как обсудили с одним из заказчиков требования о необходимости загрузки данных из Excel в платформу, которая была реализована как классический «тонкий» клиент. Также были требования условного форматирования, фильтры и прочая функциональность, которая уже есть и будет развиваться в Excel.

Мы уверены, что такой интерфейс оценят и другие заказчики, так как он очень многим хорошо знаком, он функциональный, относительно простой..

По классике мощный инструмент аналитики предназначался для использования профессиональным аналитиком. Но сегодня на рынке есть очевидный запрос на такое ПО, которым может пользоваться бизнес-сотрудник. Такие возможности платформа обеспечивает?

Андрей Алексеев:Тут чуда нет. Для того чтобы настроить платформу, определить параметры планирования, ограничения, нужен, как минимум, специалист, который понимает бизнес-процессы.

Для настройки части функциональности платформы мы разрабатываем интерфейс, который, действительно, позволит управлять параметрами модели. Целевую функцию оптимизации в решателе ILOG мы задаем в рамках проекта. Модель прогнозирования в SPSS Modeler может администрировать и развивать ключевой пользователь, так как интерфейс SPSS - графический, модель отображается в виде графов, управлять ею очень удобно.

Платформа может обеспечить достаточно простое развитие аналитического функционала внутри компании? Например, в виде добавления новых аналитических механизмов или добавления новых бизнес-функций для анализа?

Андрей Алексеев:Это в том числе. Вообще, чем хороши инструменты IBM и платформа Assortix, они универсальны и могут быть адаптированы к любому бизнес-процессу. То есть если у компании есть процессы, которые нужно прогнозировать или оптимизировать, то эта задача может быть реализована, вне зависимости, относится ли она к маркетингу или логистике. Таким образом, вы приобретаете универсальный инструмент, который можете использовать для всего спектра задач планирования, прогнозирования, математической оптимизации.

Насколько сложно перенести готовое решение, созданное для одной компании, в другую, работающую в той же отрасли?

Андрей Алексеев:Здесь все зависит от конкретных требований заказчика. Если придерживаться договоренностей, руководствоваться подходом win-win, и если есть данные, то решение для прогнозирования можно внедрить решение в срок от трех месяцев. А если внедрять математическую оптимизацию процессов, это потребует еще 2-3 месяца.

Зачастую для продвинутой бизнес-аналитики необходимо использовать данные из различных ИТ-систем, а они могут быть не интегрированы по данным. Что может предложить платформа в этой части?

Андрей Алексеев:Вопрос интеграции различных систем, в том числе аналитических, очень актуальный. Мы в своей деятельности пытаемся выстроить работу и архитектуру максимально эффективно. Это значит, что мы используем текущие технологии заказчиков, стараемся обеспечить эффективное использование всех ресурсов.

Платформа построена с учетом необходимости интеграции с SPSS и ILOG, и можно сказать, что эти компоненты бесшовно интегрированы с платформой Assortix.Также мы готовы принять практически все современные форматы для обмена данными.

Для бизнеса важно не только посчитать тот или иной бизнес-параметр, но и заложить в аналитической процедуре определенные ограничения, бизнес-стратегии. Платформа Assortix предоставляет такую возможность?

Андрей Алексеев:Да, у Assortix есть очевидное преимущество: решение - максимально настраиваемое. По сути, это технология, с помощью которой будет реализована оптимизационная задача, а ее параметры вы задаете сами. Для тех, кто знает, что нужно, и какие есть параметры, платформа и оптимизационный решатель – это серебряная пуля. То есть то, что нужно в турбулентные времена.

Сегодня компании, безусловно, заинтересованы в том, чтобы их бизнес-процессы гибко настраивались на изменяющиеся условия. А для этого необходимо столь же гибко и в автоматическом режиме, то есть незаметно для компании, перенастраивать модели и пересчитывать параметры оптимизации. Какие возможности обеспечивает платформа в этой части?

Андрей Алексеев:Интересное замечание. Действительно, многие компании сегодня интересуются роботизацией, использованием искусственного интеллекта в области планирования. Очевидно, это следующий шаг в процессе цифровизации. Сегодня мы предлагаем заказчику обогащать модель оптимизации. И это возможно, ведь, как уже упоминалось, платформа и решатель-солвер - очень гибкие, с точки зрения доработок.

У нас есть четкий путь, описанный в дорожной карте развития, по подключению блоков, скажем так, «автоматизации автоматизации», то есть использования инструментов ИИ и машинного обучения. К примеру - и это очень актуально для прогнозирования - система сама сможет анализировать варианты выбранных статистических моделей, полученных результатов, анализа трендов и выбора отличной статмодели, чтобы предложить пользователю варианты. Заказчику нужно будет выбрать наиболее актуальную модель именно по результатам, а не из библиотек системы.

Можете привести какие-либо цифры, которые дают представление о том, какую экономию может получить клиент, использующий средства анализа и оптимизации бизнеса «Ассортикс»?

Андрей Алексеев:Один из наших заказчиков - один из крупнейших производителей продуктов питания, масел и майонезов - выступал на конференции по логистике, и сам опубликовал конкретные цифры по результатам, которые получила компания в первый год промышленного использования системы:

  • Улучшение уровня сервиса (SL,%) для клиентов компании: +7,2%.
  • Сокращение времени расчета плана производства и обеспеченности продаж: - 3 ч.
  • Повышение точности прогнозирования продаж:+12 %.
  • Снижение затрат на реализацию неликвидной продукции:-18%.
  • Повышение уровня сервиса по времени доставки (SLT,%): +11,4%.

В целом, за счет чего клиент может получить экономию при внедрении такого аналитического инструмента?

Андрей Алексеев:Во-первых, это повышение точности прогнозирования. Представьте, сколько денег подразумевает повышение точности прогнозирования на 1-1,5% для средней или крупной компании? Это десятки, сотни миллионов рублей.

Во-вторых, это повышение уровня сервиса и/или маржинальности. Во многих случаях заказчики выбирают в качестве оптимизационной функции именно повышение уровня сервиса. Если вы сможете увеличить уровень сервиса на 1-3%, это означает, по сути, увеличение объема сбыта на указанную величину от отчетных значений.

В-третьих, это сокращение страховых запасов, увеличение скорости оборачиваемости товара, уменьшение неликвидов на складе: 0,5-1%% от общего объема товарной массы может дать весьма существенную экономическую выгоду.