Проект

В Карелии начали строить первую в России цифровую верфь. Какие технологии там будут

Заказчики: Онежский судостроительно-судоремонтный завод

Петрозаводск; Машиностроение и приборостроение

Продукт: SAP Leonardo
На базе: SAP Cloud Platform

Дата проекта: 2017/08
Технология: BI
подрядчики - 432
проекты - 2990
системы - 1128
вендоры - 546
Технология: ERP
подрядчики - 1036
проекты - 10505
системы - 723
вендоры - 300
Технология: PaaS - Platform As A Service - Бизнес-платформа как сервис
подрядчики - 142
проекты - 510
системы - 254
вендоры - 147
Технология: SCM
подрядчики - 156
проекты - 903
системы - 257
вендоры - 165
Технология: Интернет вещей Internet of Things (IoT)
подрядчики - 234
проекты - 742
системы - 606
вендоры - 395

На базе однажды обанкротившегося, но возвращенного правительством к жизни в 2015 году Онежского судостроительно-судоремонтного завода в Петрозаводске (Карелия) планируется создать цифровую верфь. Процесс производства этой верфи должен быть цифровым на всем жизненном цикле - от проектирования судов до их полной готовности.

Завершить проект планируется в 2020 году. Генеральным подрядчиком в нем выступает Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ). Он разработал концепцию проекта, которая впоследствии была согласована президентом РФ Владимиром Путиным.

ИТ-начинка цифровой верфи

Цифровую верфь планируется создавать преимущественно на основе импортных программных продуктов. Например, продукты SAP директор Института ИТ СПбГМТУ Алексей Липис, отвечающий за цифровую составляющую проекта со стороны генподрядчика, в разговоре с TAdviser называл одними из базовых решений в этом проекте.

Меморандум о сотрудничестве в сфере разработки технологических решений для судостроительной отрасли, подразумевающий совместную разработку решений для цифровой верфи, СПбГМТУ и SAP СНГ подписали в мае 2018 года.

По словам директора Института ИТ СПбГМТУ, в числе решений SAP, которые рассматриваются к применению в проекте, - и ERP-система SAP, и для создания технологий дополненной реальности, и ряд других технологий. В совместном сообщении СПбГМТУ и SAP СНГ о сотрудничестве упоминается платформа SAP Leonardo.

«
Наша цель – сделать университет центром разработки сервисов и услуг для цифровизации и управления судостроительными предприятиями и верфями не только в России, но и на международном уровне, в странах СНГ и БРИКС. Опыт компании SAP поможет нам создать типовое и тиражируемое решение, которое будут использовать компании по всей стране, - заявил Глеб Туричин, ректор СПбГМТУ.
»

Катер с ледовым усилением производства Онежского судостроительно-судоремонтного завода

По состоянию на май проект с SAP находится в стадии проработки, поэтому точную сумму, которая на него потребуется, Липис не назвал TAdviser. По его оценкам, речь идет о «нескольких сотнях миллионов» рублей.

В части PLM-технологий, систем проектирования концепция цифровой верфи предусматривает использование решений Dassault Systemes в качестве основного ПО, рассказал TAdviser Липис. С ними в мае 2016 года СПбГМТУ также подписал соглашение о сотрудничестве. Сам университет работает с этой компанией еще с 1995 года.Российский рынок CRM-систем: оценки, тренды, крупнейшие поставщики и перспективы. Обзор TAdviser 149 т

Говоря о выборе импортных, а не отечественных ИТ-решений для использования в цифровой верфи, Алексей Липис отметил в разговоре с TAdviser, что в рамках проекта планируется создать то, чего не сделано нигде в мире, создать лучшее, как пример для подражания российским компаниям, в том числе, в области ИТ. Российские решения достаточного для такой задумки уровня пока отсутствуют, полагает директор Института ИТ СПбГМТУ.

«
Мы не очень любим термин «импортозамещение». Это стыдный для нас термин, потому что российское кораблестроение и судостроение - это передовая в мире отрасль, не отстающая. Поэтому если использовать здесь технологии, то они должны быть лучшими в мире, и это должно быть доказано практикой использования их в других странах мира, - отметил Алексей Липис.
»

Цифровая верфь: что это

«Цифровая верфь» – проект гибкого производства с высокой степенью автоматизации. Он предусматривает использование современных цифровых технологий и создание единой информационной системы управления для машин, станков и прочего оборудования на судостроительном предприятии.

Идея цифровизации судостроительного производства подразумевает интеграцию всех программных продуктов, которые будут использованы в производственной деятельности верфи. В ней также должен быть использован набор самых современных строительных технологий, включая технологии лазерной резки и сварки металлов.

Машины и станки цифровой верфи будут информационно связаны между собой и заключены в единую систему управления. Это обеспечит машиностроительную точность по всей цепочке постройки.

Оцифровка судостроения - новшество в России

По словам заместителя департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранса Ирины Ориничевой, проект цифровой верфи, который планируется реализовать в Петрозаводске, не имеет аналогов в мире и является первым в России[1].

«
Этот проект цифровой верфи является пилотным для всей России, для всех судостроительных предприятий страны, — заявила Ориничева.
»

О планах к концу 2020 года создать цифровую верфь сообщал также Средне-Невский судостроительный завод в Санкт-Петербурге. Приступить к реализации проекта планировалось в первом квартале 2018 года.

Хроника проекта

2022: Начало строительства цифровой верфи

23 мая 2022 года стало известно о начале строительства первой в России цифровой верфи. Проект реализуется на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе (ОССЗ) в Петрозаводске (Республика Карелия).

Как сообщила пресс-служба Главгосэкспертизы, к 23 мая 2022 года на стройплощадке демонтируются здания и сооружения, попадающие в пятна застройки новых объектов, прокладываются временные инженерные сети, возводятся объекты вспомогательного назначения.

В Карелии начали строить первую в России цифровую верфь

Предполагается, что на цифровой верфи будут выпускать суда типа «река-море» с внедрением передовых технологий. Проект предполагает внедрение цифрового сопровождения строительства судов, роботизации и автоматизации процессов производства с увеличением количества построенных судов с трех до 10 ежегодно.

Для цифровизации процессов, повышения эффективности производства и качества выпускаемой продукции на заводе внедрят систему учета и отслеживания материалов, интегрированную информационную систему цифрового производства, современные программное обеспечение и оптико-электронные средства наблюдения.

В Главгосэкспертизы отметили, что глубокая модернизация позволит сократить совокупные затраты «Росморпорта», покрыть потребности в строительстве значительного количества служебно-вспомогательных судов и обеспечить сроки строительства, необходимые для своевременного исполнения планов по обновлению и пополнению флота.

Вместе мы проделали серьезную работу и теперь наблюдаем, как столь значимый и уникальный для отрасли объект приобретает реальные очертания. Его перспективы значительны. Сделан первый важный шаг в деле создания современного отечественного «цифрового производства» и импортозамещения в отрасли гражданского судостроения, - заявил ведущий эксперт по объекту, главный специалист Отдела объектов производственного назначения Управления объектов энергетического комплекса и производственного назначения Главгосэкспертизы России Юрий Устинов.

Постановлением Правительства РФ предусмотрено предоставление 5,1 млрд рублей бюджетных инвестиций на реализацию проекта, о чем стало известно в конце января 2022 года.[2]

Примечания