Проект

Как 65apps и "Аскона" создали уникальное приложение для управления качеством сна

Заказчики: Аскона (Askona)

Ковров; Товары народного потребления

Подрядчики: 65apps (65 Гигабайт)
Продукт: Мобильное приложение

Дата проекта: 2019/12 — 2020/06
Технология: ИТ-аутсорсинг
подрядчики - 820
проекты - 2549
системы - 173
вендоры - 118
Технология: Офисные приложения
подрядчики - 315
проекты - 1169
системы - 625
вендоры - 350

Содержание

Мода на здоровый образ жизни привела к увеличению осведомленности в вопросах питания и спорта, однако о третьем столпе - полноценном восстановлении - все еще говорят довольно редко. Качество сна напрямую влияет на самочувствие, и об улучшении именно этой части жизни в 65apps задумались вместе с Асконой. Историю проекта TAdviser рассказал директор компании 65apps Алексей Чувашов.

Как из идеи сделать продукт

Аскона, с ее тридцатилетней экспертизой в этой области, в последние годы взяла на себя роль амбассадора изменений в образе жизни, способствующих здоровому сну и полноценному отдыху. Компания решилась с помощью современных технологий создать уникальный продукт, который может улучшить качество нашей жизни.

Для реализации такой идеи нужен надежный технологический партнер, который погрузится в проект с нуля и дополнит своими компетенциями. Этим партнером стали мы.

Идея проекта — объединить в одном приложении управление несколькими умными устройствами, которые контролируют параметры сна и микроклимата в комнате.

Мы договорились использовать в работе продуктовый подход и действовать поэтапно: сначала выпустить приложение с базовым набором возможностей для анализа качества сна, а затем, изучая реакцию пользователей, добавлять новую функциональность и подключать к приложению все больше различных устройств.

«
Сон – критически важная часть жизни любого человека, на которую активно влияет ряд факторов. Сейчас управление каждым из них требует отдельного приложения или отдельного устройства, – поясняет Елена Казьмина, менеджер по работе с инновациями и приложениями ТД «Аскона». — Это приложение – один из стратегических шагов в будущее объединенных экосистем, в котором управление и контроль будут совершаться через одно устройство и одно приложение.
»

Мы оценили масштаб и глобальность проекта, учли потребность в оперативном принятии решений, и вместе с заказчиком пришли к выводу, что четкое ТЗ нам не нужно. В проектировании мы опирались не на готовый список функций будущего приложения, а на видение продукта, который давал бы пользователю определенную ценность — в нашем случае это возможность улучшить качество сна. Поэтому разработка шла последовательно — каждую новую функциональность, каждую фичу мы обсуждали и тщательно анализировали, сможет ли она сделать продукт удобнее и полезнее для клиента. Работа была построена на небольших итерациях, это позволяло постоянно оценивать промежуточные результаты. Решения о том, какими будут следующие шаги, и что мы будем делать в ближайших спринтах, принималось совместно. Как зародилась масштабная коррупционная схема при внедрении ИТ в ПФР при участии «Техносерва» и «Редсис». Подробности 38.6 т

В этом проекте не было привычного четкого деления на этапы — аналитика, дизайн, разработка, тестирование. Вся команда 65apps действовала синхронно и слаженно: вместе работали над задачами, обсуждали и принимали решения и вместе демонстрировали результаты заказчику.

Наша команда — директор по продукту, арт-директор, руководитель проекта, аналитик, дизайнер, разработчики iOS, Android и QA-специалист — были с самого начала полностью погружены в продукт и в необходимые метрики.

«
Этот проект интересен тем, что на старте не было ТЗ и функциональных требований. Было видение продукта и его ценности для потребителей. За один день мы определили план работ — этапы подключения устройств и реализацию остальных возможностей — и взялись за работу, — рассказывает Сергей Солдатов, Product Director 65apps
»

Ход работ

Первая, установочная встреча с заказчиком длилась 6 часов. Мы определили основные сценарии работы с приложением и Customer Journey Map, обозначили персоны пользователей, составили список функций, которые будут реализованы в MVP продукта.

Из всех «умных» устройств для MVP-версии приложения мы выбрали три, самые популярные:

1) Smart Pillow, «умная подушка», которая считает частоту дыхания, пульс и движения человека во сне.
2) Sleep Dot датчик, который измеряет температуру, влажность воздуха и отслеживает время засыпания.
3) Основание кровати Ergomotion, которым можно управлять — менять угол наклона секций и регулировать интенсивность массажа.

К каждому из устройств прилагалось мобильное приложение от разработчика. Нам нужно было объединить управление этими девайсами в общую экосистему и предоставить пользователю удобный доступ.

На этой же встрече мы приняли решение о внедрении ключевой фичи проекта. Устройства передают в приложение много разных данных, большинство из которых не всегда понятны, и сами по себе не несут полезной информации о качестве сна. Мы решили, что одного только скоринга будет мало, и нужно добавить рекомендации. И тогда Аскона подключила к проекту экспертов-сомнологов.

Сейчас, анализируя показания устройств, приложение поясняет пользователю возможные причины плохого сна или позднего засыпания и дает индивидуальные рекомендации.

«
Мы работали по Scrum, двухнедельными спринтами, по итогам которых получали обратную связь от заказчика и составляли список задач на следующий спринт, — поясняет Сергей Солдатов. — Это позволяло нам гибко управлять функциональностью проекта: тестировать работу новых функций и оценивать, насколько они улучшают продукт. По итогам обратной связи от пользователей мы постоянно добавляли в продукт определенную ценность, только лучшие фичи: рекомендации, отчеты, инструкции для клиентов.
»

Трех спринтов было достаточно, чтобы получить первую работоспособную версию приложения, которая подключалась к подушке и получала данные в реальном времени. Еще через полтора месяца был полностью закрыт end-to-end сценарий пользования подушкой — подключение, инструкции для пользователя, настройка, мониторинг состояния, формирование отчета и рекомендации. Еще за три спринта мы реализовали аналогичный сценарий подключения слип-дота и переключение между устройствами.

Для того, чтобы подключить основание, нам потребовалось разработать собственные библиотеки. В приложении мы создали универсальный пульт, в который добавили пресеты — возможность сохранять индивидуальные настройки: положения ног и головы, интенсивность массажа. В заводском пульте такой функциональности нет.

Дизайн

К созданию дизайна мы приступили с самого старта проекта. В ходе первого же спринта создали прототипы — черно-белые макеты экранов приложения — и согласовали их внутри команды перед тем, как показать Асконе. Эту же практику мы применяли на протяжении всего проекта.

Создавая дизайн-концепцию, мы решили остановиться на темной гамме, привычной для многих трекеров сна. Темный экран удобнее, он не напрягает глаза при выключенном свете, и не препятствует выработке мелатонина. А именно недостаток этого гормона снижает качество сна и ухудшает самочувствие.

Заказчик согласовал именно такой вариант.

Спустя несколько спринтов мы поняли, что делаем решение, очень похожее на все существующие. Одно из преимуществ продуктового подхода — на любом этапе можно поменять направление, если видишь, что текущий план не принесет нужного результата, нужной ценности. Мы поняли, что с дизайном `как у всех` мы не зацепим наших клиентов. И полностью все переосмыслили.

Мы проработали анимации биения сердца, дыхания, индикатора скоринга, построения графика. В разделе `отчеты` расставили акценты, усовершенствовали навигацию. Цветовую гамму сделали более контрастной, и добавили воздуха между элементами.

Дизайн стал более выразительным.

Изучая работу основания кровати, наш дизайнер решил, что управление наклоном секций удобнее воспринимать в виде шкалы и ползунка, а не привычными для пульта кнопками "+" и "-".

Это решение вызвало немало споров, но после демонстрации и тестов все единогласно пришли к выводу — такой элемент станет еще одной фичей нашего приложения.

Специфика работы с умными устройствами

Для нас это не первый проект, на котором мы работали с физическими устройствами «здесь и сейчас». Но непривычно было создавать приложение, в котором нет бэкенда и взаимодействие ведется напрямую с устройствами, у каждого из которых свое SDK и свои особенности.

Такие девайсы нельзя доработать. Поэтому при проектировании логики работы и навигации вся ответственность за удобство ложилась на дизайнеров и аналитиков. Объединять в приложении управление несколькими устройствами оказалось сложной, но интересной задачей. Мы изучали пользовательский опыт и за пределами работы приложения.

«
Мы досконально исследовали, как люди взаимодействуют с устройством: как спят на этих подушках, как включают и выключают их, какие проблемы возникают на устройствах, и какие могут быть сложности в настройках. Разбирались и с ограничениями девайса — например, как отработать ситуацию, когда в устройстве села батарейка и приложение не может с ним взаимодействовать. Решили, что приложение будет запрашивать у устройства уровень заряда и отображать его в карточке каждого девайса. Если заряд низкий, индикатор появится на главном экране приложения, рядом с названием устройства, чтобы пользователь вовремя успел его зарядить», — рассказывает Александра Лапина, менеджер проекта.
»

При построении UX приложения вся команда тестировала устройства на себе. Ребята спали на подушках, подключали ДОТы, тестировали работу оснований — Аскона предоставила нам все устройства.

У нас даже появились собственные мемы: «отправить команду на основание» и «перезагрузить подушку».

Для тестирования приложения требовались реальные данные — настоящий, полноценный ночной сон. Отделу QA этот проект запомнится надолго!

«
Этот проект буквально проник в мою жизнь! Я жила с этими устройствами! — рассказывает QA-специалист Татьяна Александрова, — В течение нескольких месяцев я каждый вечер настраивала гаджеты и перед сном планировала, какой кейс буду проверять наутро. У меня была всего одна возможность в день протестировать работу конкретных сценариев. Если случался сбой, то очередной шанс появлялся только следующей ночью.
»

Результаты

«
Эффективность продуктового подхода была доказана еще на этапе тестирования. Мы работали над каждой фичей всей командой, поэтому нам удалось проработать и продумать все до мелочей. — Сергей Солдатов, Product Director 65apps
»

Последний месяц мы проводили тестирование с участием сотрудников Асконы, у которых есть доступ к нужным устройствам в салонах.

Критичных замечаний в обратной связи практически не было, лишь ряд комментариев, которые мы на тот момент уже отрабатывали по итогам внутренних тестов.

Что дальше?

Первая версия Askona Sleep уже доступна пользователям, приложения доступны в Google Play и AppStore. С их помощью можно управлять основанием кровати, подключать подушку и слип-дот, получать данные, скоринг и рекомендации для улучшения качества сна.

Для тех, у кого пока нет дома умных устройств, в приложении есть демо-режим, который показывает пример подключения к «умной подушке», как она «считывает» сердечный ритм, частоту дыхания, количество движений во сне, и как выдаются рекомендации.

Дальнейшее развитие продукта будет зависеть от фидбэка пользователей.

В том числе мы будем отслеживать метрики с ключевыми показателями. Так мы будем узнавать, какие фичи самые популярные у пользователей, а какие не вызвали интереса, поймем, есть ли сложности с подключением устройств и управлением ими. Опираясь на эти данные, мы будем постоянно развивать приложение.

Проект Askona Sleep сделал первый шаг в будущее, где умные устройства обеспечивают комфорт и здоровый сон пользователей. Цель — создать лучший в мире сервис для управления качеством сна!