Проект

В Министерстве финансов Амурской области автоматизировали процесс ведения соглашений и мониторинга результатов предоставления субсидий и грантов

Заказчики: Министерство финансов Амурской области

Государственные и социальные структуры

Продукт: АЦК-Планирование
Второй продукт: АЦК-Финансы

Дата проекта: 2011/04 — 2023/11
Технология: Учетные системы
подрядчики - 441
проекты - 4455
системы - 1179
вендоры - 573
Технология: CPM
подрядчики - 256
проекты - 1130
системы - 128
вендоры - 75

2022

Автоматизация процесса ведения соглашений и мониторинга результатов предоставления субсидий и грантов

В Министерстве финансов Амурской области автоматизировали процесс ведения соглашений и мониторинга результатов предоставления субсидий и грантов в форме субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам. Об этом 27 декабря 2023 года сообщил БФТ-Холдинг.

БФТ-Холдинг дополнил информационную систему планирования бюджета Амурской области цифровыми инструментами. Теперь финансовым органам региона доступна возможность реализации положений приказа Минфина России от 29.09.2021 г. № 138н, возлагающего полномочия по осуществлению мониторинга достижения результатов предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам, на финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований).

Министерство финансов Амурской области на протяжении многих лет поддерживает тренд цифровизации сферы государственного управления. Один из последних проектов по цифровизации был направлен на развитие функциональности региональной системы централизации планирования средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований. Была внедрена подсистема по ведению соглашений и мониторинга результатов предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам. Проект выполнил БФТ-Холдинг.

В процедуре оформления субсидий участвуют три стороны. Это главные распорядители бюджетных средств (ГБРС), получатели субсидий и финансовый орган, который осуществляет мониторинг достижения результатов предоставления субсидий.

Оформление и согласование документов на получение субсидии – это трудоёмкий с точки зрения документооборота процесс. С внедрением данной подсистемы в централизованную систему планирования региона все участники процедуры смогут взаимодействовать друг с другом в едином информационном пространстве и использовать единый электронный документооборот. Подсистема охватывает полный цикл предоставления субсидий – от запуска соглашений до формирования отчетов о реализации планов мероприятий по достижению результатов предоставления субсидий и о расходовании средств, поэтому весь бизнес-процесс становится прозрачным.

В качестве важного функционала следует выделить возможность осуществления автоматизированных контролей сумм соглашений на непревышение сумм лимитов и ассигнований на этапе формирования соглашений. Кроме того, финансовым органам и ГРБС доступна возможность мониторинга достижения результатов предоставления субсидий с возможностями визуализации событий, связанных с нарушением контрольных сроков, недостижением результатов, и просмотра исходных отчетных документов.Банковская цифровизация: ускоренное импортозамещение и переход на инновации. Обзор и рейтинг TAdviser 13.1 т

По итогам проекта к обновлённой системе подключены до 350 пользователей со стороны получателей грантов, а также более 80 пользователей со стороны ГРБС Амурской области. По состоянию на ноябрь 2023 года посредством добавленного функционального модуля было заключено порядка 2700 соглашений и изменений к ним. В системе исполнения бюджета также сформировано более 1500 отчётов о результатах предоставления субсидий, а также изменений к ним.

На декабрь 2023 года региональная система централизации планирования средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований охватывает все виды субсидий и грантов, предназначенных для юрлиц, индивидуальных предпринимателей, а также физлиц – производителей товаров, НКО и аналогичных категорий получателей. Появившаяся функциональность позволяет упростить анализ и контроль предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, а также автоматически формировать отчётность в соответствии с приказом Минфина России № 138н и является важнейшим инструментом для принятия управленческих решений. Система также помогает сократить расходы на логистику, связанные с бумажным документооборотом на этапах заключения соглашений и сбора отчетов.

Реализация инструмента заключения и исполнения соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов

29 сентября 2022 года компания БФТ-Холдинг сообщила о завершении очередного проекта по модернизации централизованной информационно-технической системы для финансовых области органов Амурской области областного и муниципального уровней. В результате данного проекта на базе решений «АЦК-Планирование» и «АЦК-Финансы» появились возможности формирования и ведения соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов в электронном виде, а также использования автоматизированных инструментов контроля за соблюдением сроков заключения соглашений.

По информации компании, информационно-техническая система Амурской области обеспечивает централизацию планирования и исполнения областного бюджета и бюджетов муниципальных образований на базе автоматизированных комплексов «АЦК-Планирование» и «АЦК-Финансы» разработки БФТ-Холдинга. Обновлённая функциональность системы поможет финансовым органам региона оптимизировать время на проведение процедур по заключению и исполнению соглашений по представлению межбюджетных трансфертов (МБТ). По итогам проекта, к обновлённому решению подключены 29 муниципальных районов и городских округов, а также 290 бюджетов поселений. Прогнозируемый объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам, которые планируется провести через систему, в 2022 году составит 18 122 887,2 тыс. рублей, в 2023 – 13 466 618,1 тыс. рублей в соответствии с действующим Законом о бюджете Амурской области на 2022 - 2024 гг. Согласно закону Амурской области от 9 декабря 2021 года № 48-ОЗ, в период с 2022 по 2024 год распределение межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями региона будет направлено на формирование комфортной городской среды, создание модельных муниципальных библиотек, разработку проектно-сметной документации, проведение строительно-монтажных работ и на решение других важных задач по развитию области.

Ранее все процессы по заключению соглашений между главным распорядителем бюджетных средств (ГРБС) и администрацией муниципальных образований на предоставление таких трансфертов не были автоматизированы. Согласование велось посредством разрозненных электронных инструментов – систем электронного документооборота, электронной почты и других ресурсов. Подписание соглашения выполнялось на бумажных носителях. Так, в условиях географической распределённой Амурской области на подготовку документации и обмен копиями между центром и удалёнными районами могло уходить до нескольких недель.

Модернизация системы позволила перевести все процессы по формированию, ведению, согласованию и мониторингу выполнения соглашений в единое информационное пространство. В нём по принципу единого окна все участники процесса могут пользоваться общей редакцией электронного документа, подписывать его электронными подписями, а также использовать другой инструментарий. Обновленная функциональность оптимизирует количество мануальных действий и, как следствие, ошибок, а также уменьшит сроки подписания соглашений.

Важным элементом обновления системы стала реализация функциональности по контролю за своевременностью заключения соглашений о предоставлении МБТ. Так, в Министерстве финансов Амурской области появился цифровой инструмент, который в случае нарушения сроков заключения соглашения со стороны ГРБС автоматически сформирует документы об уменьшении сумм ассигнований, предусмотренных законом о бюджете, и переведёт эти средства в резервный фонд Правительства области.

В результате модернизации все формируемые в системе электронные документы - собственно соглашения (в том числе изменения к ним, документы по расторжению соглашений) и отчетность об исполнении соглашений, подлежат согласованию/ утверждению с наложением электронной подписи соответствующего участника электронного документооборота.

«
С реализацией обновлённого инструментария работа по заключению соглашений на предоставление МБТ полностью ушла из плоскости разрозненного ЭДО и бумажного документооборота и перешла в единое информационное пространство. На сентябрь 2022 года нашей системой на ежедневной основе пользуются финансовые органы, областные ГРБС и органы местного самоуправления. Консолидация их усилий в едином цифровом поле поможет оптимизировать весь бизнес-процесс по предоставлению межбюджетных трансфертов и позволит гражданам всей области быстрее получать финансирование на общественно-значимые проекты.

рассказал Степанов Михаил, Директор Департамента планирования БФТ-Холдинга
»

«
Модернизация системы играет важную роль в процессе цифровой трансформации Амурской области. С внедрением данного решения в регионе оптимизировалась оперативность заключения соглашений и скорость устранения ошибок. Появился контроль наличия денежных средств в местном бюджете по долям софинансирования, а также возможность отслеживания жизненного цикла заключения и исполнения соглашений как в рамках отдельно взятого ГРБС или муниципального образования, так и в масштабах области в целом. Благодаря решению в регионе также стал возможен мониторинг достижения целей целевых показателей по соглашениям. Всё это важные функции, которые способствуют повышению финансовой дисциплины по соблюдению регионального законодательства и эффективности нашей работы.

прокомментировала Татьяна Митрофанова, Исполняющий обязанности министра финансов Амурской области
»

В рамках работ по модернизации системы БФТ-Холдинг также реализовал и внедрил в Амурской области блок функциональности, связанной с работой автономных и бюджетных учреждений, а именно:

  • возможность формирования учреждениями отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий,
  • функциональность по заключению соглашений между ГРБС и автономными и бюджетными учреждениями на предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий и субсидий на иные цели.

2015: Внедрение инструментов управления закупками

В Министерстве финансов Амурской области на базе «АЦК-Финансы» экспертами компании были проведены работы по созданию централизованной информационно-технической платформы, которая позволила автоматизировать процессы исполнения областного бюджета и бюджетов муниципальных образований.

Развитие проекта

14 июля 2015 года стало известно о внедрении в Министерстве финансов Амурской области подсистемы «Экономия на закупках», входящей в состав комплекса «АЦК-Финансы»[1].

Администрация Амурской области, 2013

Администрация Амурской области, 2013

Функционал разработала компания БФТ, он направлен на перераспределение сэкономленных средств на решение актуальных задач в результате выполнения процедур определения поставщиков.

Главная функция подсистемы – автоматическое резервирование сумм экономии лимитов бюджетных обязательств с возможностью дальнейшего направления их объемов на другие цели. Эта сумма представляет собой разность между начальной (максимальной) ценой контракта и суммой принятых бюджетных обязательств в результате выполнения процедур определения поставщиков (подрядчиков или исполнителей). Сложившиеся в результате определения поставщиков объемы экономии лимитов бюджетных обязательств, после внесения соответствующих изменений в бюджетную роспись, могут направляться на другие цели главным распорядителем бюджетных средств (распорядителем бюджетных средств).

На 14 июля 2015 года в Амурской области более 6570 пользователей из 304 муниципальных образований работают в единой системе управления общественными финансами на основе централизации и интеграции процессов планирования («АЦК-Планирование») и исполнения бюджета («АЦК-Финансы») с применением юридически значимого электронного документооборота (ЮЗЭД). Управление закупочной деятельностью осуществляется с использованием автоматизированной системы управления государственными и муниципальными закупками («АЦК-Госзаказ»), а финансовый контроль в финансово-бюджетной сфере и в сфере закупок выполнен на платформе автоматизированной системы «АЦК-Бюджетный контроль».

2011: Повышение эффективности планирования бюджета в Амурской области

Компания «Бюджетные и Финансовые Технологии» (БФТ) сообщила в начале 2011 года о подписании контракта с Министерством финансов Амурской области, в рамках которого специалисты БФТ окажут консультационную и технологическую поддержку органам исполнительной власти Амурской области в реализации требований Федерального закона № 83-ФЗ.

Данный проект, по информации БФТ, станет новым этапом оптимизации бюджетного процесса Амурской области – в соответствии с последними методическими рекомендациями Министерства финансов РФ будут уточнены перечни государственных услуг (работ) и разработаны методические рекомендации по определению нормативных затрат на оказание услуг в ряде отраслей: образование, здравоохранение, культура, социальная защита, физическая культура и спорт.

Как отмечается, органами исполнительной власти Амурской области уже была проведена значительная работа по разработке перечней услуг, формированию первоначальных нормативов затрат и разработке нормативных документов, требуемых законодательством, однако для того чтобы данные документы заработали в полную силу и стали действующим инструментом для оптимизации структуры расходов и реструктуризации бюджетной сети области, потребовалось их совершенствование с учетом как требований последних методических документов Министерства финансов РФ, так и опыта других регионов. Для выполнения этих работ по результатам конкурса была выбрана компания БФТ.

Работа специалистов БФТ не ограничится только разработкой нормативно-правовых документов, второй этап контракта предусматривает внедрение программного продукта «АЦК-Планирование», обеспечивающего автоматизацию процессов планирования бюджета по расходам, включая формирование реестра расходных обязательств, государственных заданий и расчет стоимости государственных услуг, и планирования бюджета по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета.

В результате Министерство финансов Амурской области получит нормативно-правовые документы, разработанные с учетом последних тенденций законодательства, и инструмент, позволяющий осуществить подготовку проекта областного бюджета на основании разработанных методик и сделать работу сотрудников Министерства финансов и других органов исполнительной власти Амурской области в части планирования бюджета максимально эффективной, говорится в сообщении БФТ.

Компания «Бюджетные и Финансовые Технологии» завершила в ноябре 2011 года внедрение комплексного решения по автоматизации процесса планирования бюджета в Амурской области.

В ходе первого этапа работ были изучены особенности планирования бюджета в Амурской области, в том числе, особенности системы предоставления государственных услуг в части формирования перечня государственных услуг; порядка формирования и финансового обеспечения государственных заданий; методик определения расчетно-нормативных затрат на финансовое обеспечение государственных заданий; порядка мониторинга реализации государственных заданий; определения вариантов предоставления государственных услуг в сферах образования и науки, здравоохранения, культуры и архивного дела, социальной защиты населения, физической культуры и спорта.

По итогам изучения представлены рекомендации по доработке действующих нормативных правовых актов области и актов главных распорядителей средств областного бюджета в отраслях социальной сферы, регламентирующих процесс планирования расходов бюджета, формирования государственных заданий и обеспечивающих переход на финансирование учреждений в форме субсидий на выполнение государственных заданий. Таким образом, в Министерстве финансов Амурской области создана методологическая основа для повышения эффективности бюджетных расходов.

Вторым этапом стало внедрение комплексной системы «АЦК-Планирование», повышающей эффективность планирования бюджета по расходам, доходам, источникам финансирования дефицита бюджета, эффективность подготовки изменений бюджета в течение года и обеспечивающего формирование реестра расходных обязательств, государственных заданий и расчет стоимости государственных услуг.

Технологические и консалтинговые решения, предлагаемые Компанией БФТ, направлены на оптимизацию бюджетного процесса и способствуют реализации актуальных требований законодательства.

Примечания