Эксперт: «Пережить кризис смогут интернет-магазины, которые автоматизируют бизнес-процессы»

Анонс
Компания: Git in Sky (Жить в небе)

Согласно данным Data Insight, за первую половину 2015 года российские покупатели потратили 65,05 млрд рублей на покупки в зарубежных онлайн-магазинах и 305 млрд рублей — на покупки в отечественных. Несмотря на сложную геополитическую и экономическую ситуацию, а также действующие санкции и контрсанкции, интернет торгует активно. Тем не менее, проблем у онлайн-магазинов хватает, и по оценкам экспертов, решить их порой бывает куда сложнее, чем пять лет назад.

Проблемы, от которых страдали в 2015 году российские онлайн-площадки, чаще всего сводились к организационным промахам и к отставанию технической базы онлайн-площадки от ожиданий покупателей. Еще одной из наиболее значимых проблем руководитель IT-компании Git in Sky Сергей Житинский называет недоступность дешевого капитала, который можно было бы вкладывать в бизнес. «Западные банки дают своим игрокам деньги на совсем иных условиях. Поэтому, стартовав пять лет назад, владелец западного интернет-ресурса зачастую может идти на четвертый раунд инвестиций; банки дают ему существенные деньги, требуя лишь малую долю от прибыли. У нас, если банки дают деньги, то под большую долю и пытаются полностью контролировать процесс», – говорит эксперт.

Крупный интернет-ретейлер Enter, задолжавший поставщикам 1,2 млрд рублей, закрыл все свои оффлайновые магазины, сократив их число со 128 до 5. В том числе закрылись две из четырех петербургских точек продаж — на проспекте Энгельса и проспекте Большевиков. На такие меры компания пошла не только по причине экономического кризиса, но и из-за смены акционеров: основатель Enter Максим Ноготков продал компанию вместе с другими активами группы «Связной» компании Solvers, которая принадлежит Олегу Малису.

Крупный скандал разгорелся вокруг пришедшего в мае на российский рынок китайского магазина JD.com. Компания сначала объявила о масштабной акции с 10-долларовыми скидками для пользователей, которые приглашали на сайт друзей, и для друзей, которые воспользовались приглашением. Однако уже через несколько часов акция была прервана, купоны на скидку перестали действовать, а личные данные некоторых пользователей — их имена, адреса и телефоны — попали в широкий доступ. JD.com объяснил прекращение акции DdоS-атакой конкурентов, а утечку данных комментировать не стал.

Серьезный сбой в начале ноября дал «Яндекс.Маркет» – из-за технической проблемы со счетов многих интернет-магазинов были списаны лишние деньги, что привело к отключению ряда магазинов от системы. Однако программистам «Яндекс.Маркета» удалось оперативно решить проблему и в тот же день вернуть магазинам все списанные средства. Трудности с проведением «Всемирного дня шоппинга» возникли у Aliexpress: система не всегда учитывала скидки при покупках, стоимость некоторых товаров внезапно резко повышалась, не все пользователи могли расплачиваться банковскими картами. Компания извинилась перед покупателями и постаралась оперативно исправить баги.

Тем не менее, эксперты уверены, что в целом работа интернет-магазинов в штатном режиме осуществляется на более высоком уровне, чем несколько лет назад. Что касается технических сбоев, то они порой наносят репутации магазинов серьезный урон. Однако на сайты онлайн-магазинов покупатели заходят по небрендовой контекстной рекламе, не зная, в какой именно магазин они попали, так что единичный технический сбой может и не закрепить ассоциацию плохого качества услуг с конкретным ритейлером.

Сергей Житинский напоминает, что еще пять лет назад основные проблемы онлайн-торговли коренились в области маркетинга, логистики и удобства оплаты. Сейчас многие из этих трудностей решены: выросло распространение банковских карт, курьеров оснастили мобильными считывающими устройствами для приема платежей, логистика стала более развитой, открылись десятки курьерских компаний, и не только в столицах. По словам специалиста, все это позволяет онлайн-бизнесу фокусироваться на технических решениях, обеспечивая покупателям удобство и скорость при покупке.

«Если говорить о конкуренции, то она не только выросла за последние пять лет, но и перешла на совсем иной качественный уровень. Повысилась сложность и детализация задач, на рынке появился грамотный персонал, знающий, что такое онлайн-конверсия, SEO-оптимизация и многое другое. Теперь конкурировать надо, повышая качество услуг. Для этого необходимо оттачивать, детально автоматизировать бизнес-процессы, постоянно следить за развитием инструментов интернет-торговли. Нужна наладка производственной цепочки. Эта цепочка несложная, но в ней масса звеньев, каждое из которых может отказать — могут не дойти деньги, потеряться накладные, может застрять контейнер, который перевозит товар, могут возникнуть проблемы при размещении товара на складе или на стадии маркетинга и продажи. Нужно всегда иметь на вооружении план «Б». Те, кто лучше продумают весь процесс, и будут побеждать в конкурентной борьбе», – уверен Сергей Житинский.

По мнению эксперта, в будущем конкуренция на рынке еще более возрастет — как со стороны крупных международных компаний, так и со стороны большого количества открывающихся мелких магазинов. К тому же, покупатели будут ориентироваться на более высокие стандарты сервиса — например, будут ожидать, что товар доставят не в течение дня, а в конкретный час.

По мнению Сергея Житинского, прежде чем делать собственный интернет-магазин с помощью профессиональных программистов, новичкам стоит попробовать свои силы на существующих торговых площадках, таких как e-Bay, Авито, Aliexpress и др., где можно создать магазин несколько кликов и отработать все процессы, специфичные для онлайн-торговли без больших вложений. Этот опыт поможет научиться принимать и обрабатывать заказы, и подготовит предпринимателя к торговле на собственном Интернет-ресурсе.