Компании смогут экономить 65% от стоимости внутренних процессов благодаря роботизации

Анонс
Компания: Git in Sky (Жить в небе)

Таковы прогнозы до 2020 года международной сети компаний Deloitte, оказывающих услуги в области консалтинга и аудита. И только 13% российских компаний сообщают о том, что планируют в своей деятельности использовать роботов.

Тренд на роботизацию бизнес-процессов (Robotic Process Automation) в мире сложился достаточно устойчивый. Основные компании Силиконовой долины ежегодно вкладывают в разработки в сфере роботизации 20 млрд долларов. Уже в конце 2015 года в США насчитывалось около 100 тысяч роботизированных предприятий, производств и линий.

Преимущества роботизированных систем очевидны: снижается риск человеческого фактора и повышается безопасность передачи данных, происходит их быстрая обработка, отмечается более быстрое и точное взаимодействие в системе «клиент-компания» и т. д. В то же время все тревожнее звучат голоса тех, кто опасается, что дальнейшее развитие в этом направлении приведет к социальным потрясениям. CentrumBanking, одна из 5 топовых IT-фирм, базирующаяся в Индии, провела исследование, которое позволило сделать следующее предположение. На каждые 20 рабочих мест, потерянных из-за роботизации, будут созданы только 13 новых. Это приведет к тому, что в течение 5–7 лет примерно на 25% будут изменены должностные обязанности по каждой специальности.

Не все специалисты разделяют эту тревогу. По мнению генерального директора IT-компании Git in Sky Сергея Житинского, ситуацию не стоит драматизировать: «Хотя в отличие от автоматизации бизнес-процессов, которые созданы для оптимизации труда людей, роботизация отличается тем, что она призвана заменять человеческий труд, человека нельзя полностью исключить из процесса. Можно автоматизировать погрузку, скажем, апельсинов, но на каком-то этапе за человеком останется контроль качества. Когда и эта функция будет автоматизирована, то человек будет выполнять более высокоуровневые действия, и так будет происходить всегда».

Как показывает практика, лидеры IT-индустрии, несмотря на сложность программного обеспечения, стараются сделать интерфейс продукта доступным для самых неискушенных в информационных технологиях пользователей. Такой подход позволяет быстро внедрять новые ПО, не тратя много времени и денег на обучение специалистов. Чем доступнее новация, тем выше конкурентное преимущество продукта.

«На самом деле, вопрос ставится неправильно: роботизация или социальные проблемы, — считает Сергей Житинский. — Необходимо его сформулировать по-другому: как стимулировать людей любого образования и возраста к дальнейшему развитию? Как преодолеть свойственную человеку леность и инертность мышления? Ответы на него могут быть самые разные, в том числе, и заложенные разработчиками в сами роботизированные системы. В любом случае, как в среде бизнеса, так и в человеческом обществе сегодня на первое место выходит личная эффективность».

Россия находится на предпоследнем месте по производству и применению роботов по причине их дороговизны, несмотря на то, что их окупаемость составляет 14–18 месяцев. При нынешнем соотношении рубля к доллару лишь наиболее крупные компании могут себе позволить думать о роботизации бизнес-процессов. Поэтому грядущие социальные перемены рассматриваются как слишком отдаленная перспектива. «Времени для решения этих проблем у нас хоть и немного, но все же есть. Оригинальное решение способов мотивации сотрудников к профессиональному росту — ресурс не меньший, чем, скажем, новый способ обработки данных», — говорит Сергей Житинский.