2010/05/12 11:23:30

HRM-системы (рынок России)

В первую очередь, специалисты по HR и полноценные HRM-системы появляются в российских представительствах зарубежных компаний, следом за ними идут крупные отечественные компании, использующие западные методики управления, а также компании с большой текучестью кадров, компании же, которые управляются «по старинке», реже прибегают к методикам управления трудовыми ресурсами.

Кроме этого, существует градация степени использования HR-функций и в зависимости от отраслевой специализации предприятий. По нашим данным, менее всего популярно управление трудовыми ресурсами в производственном секторе экономики, а более всего — в сфере обслуживания. Соответственно, чем ближе основной вид деятельности организации к сфере обслуживания, тем более востребовано расширенное управление персоналом.

По нашему мнению, такое распределение спроса на методы и средства управления трудовыми ресурсами обусловлено существенно разным участием затрат на труд в себестоимости продуктов и услуг в разных отраслях. В сфере услуг доля оплата труда может достигать 70 %-80 % себестоимости готового продукта, тогда как в отечественной промышленности она часто не превышает 13 %-15 %. Таким образом, для промышленных предприятий человеческий капитал не является критичным ресурсом, тогда как в сфере обслуживания это именно так.

Это же наблюдение позволяет сказать, почему полнофункциональные HRM-системы широко распространены в ведущих странах мира и только начинают широко применяться у нас. Очевидно, что в указанных странах бóльшая часть прибавочной стоимости создается в сфере услуг, что и вынуждает в условиях достаточно жесткой конкуренции оптимизировать расходы на персонал и повышать его эффективность.

Как отмечают в CNews Analytics тенденции развития российского IT-рынка сходны с западными, следовательно перспективы развития отечественного сегмента HRM-решений можно предугадать уже сегодня, взглянув на общемировые тренды. По мнению западных аналитиков к ключевым направлениям в развитии сегмента HRM-систем можно отнести:

  • популяризация решений, предоставляемых по модели SaaS
  • повышение спроса на более простые и доступные решения с оптимальным соотношением "цена/качество"
  • вытеснение с рынка "слабых" HRM-решений.

См. также