Содержание |
2024: Под Тверью запустили производство капсульного кофе за 100 млн рублей
Компания «МилФудс», развивающая кофеобжарочное производство в Тверской области, запустила на предприятии новую линию для изготовления кофе в капсулах под брендом Poetti. Об этом пресс-служба регионального правительства сообщила 30 января 2023 года. Подробнее здесь.
2023
Снижение производства чая на 6,2% до 138 тыс. тон
В 2023 году в России было произведено около 138 тыс. тонн чая, что на 6,2% меньше показателя годичной давности. Об этом в феврале 2024 года сообщили аналитики BusinesStat.
По их словам, спад произошел после того, как в 2019-2022 гг производство чая в России выросло на 32%, до 147 тыс тонн, а снижение объема выпуска в 2023 году отчасти связано с остановкой завода компании Ekaterra (бренды ТМ Lipton и Brooke Bond) в Петербурге. При этом российская компания «Орими» в попытке воспользоваться уходом конкурента с рынка заявила об увеличении выпуска продукции на 5-7% по итогам 2023 года.
Как отмечается в докладе, в России из-за особенностей климата собственного чая крайне мало: в промышленном масштабе он выращивается только в Краснодарском крае, поэтому страна практически на 100% зависит от импорта. При этом порядка 80% импорта приходится на чай, который представляет собой сырье, предназначенное для дальнейшей переработки и фасовки, и лишь 20% – готовая к продаже продукция.
В то же время в 2023 году наблюдалась тенденция к снижению доли готового импортного чая. Это связано с более высокой себестоимостью, а главное, с долгой логистикой, составляющей не менее месяца с даты заказа, отмечают аналитики.28 мая министр цифрового развития Максут Шадаев выступит на TAdviser SummIT
Они добавляют, что наибольшую активность на российском рынке проявляют компании, которые имеют собственное производство на территории страны. Импортный фасованный чай в виде готового продукта к 2023 году был представлен в преимущественно в премиальном сегменте.
Крупнейшими производителям чая в РФ названы следующие компании (без указания долей): «ДобрыняРусь», «Кубань-Ти», «Май», «Орими», «Санти», «Универсальные пищевые технологии», «Фабрика Ахмад Ти», «Фес Продукт» и Яковлевская чаеразвесочная фабрика.[1]
Российский рынок кофе навынос вырос на 21%
Объем рынка кофе с собой по итогам 2023 года достиг 102,7 млрд рублей, что на 21% больше, чем в конце 2022 года (85 млрд рублей). Такие данные приводит компания Smart Ranking. Подробнее здесь.
Число кофеен в России за год выросло на 10%
К концу 2023 года число кофеен (классические заведения и точки с кофе навынос) в городах-миллионниках России составило 15,4 тыс. точек, что на 10% больше, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют данные «2ГИС», обнародованные 5 февраля 2024 года. Подробнее здесь.
2022: Сокращение продаж кофе на 11% до 86 тыс. тонн
Объем российского рынка кофе по итогам 2022 года достиг 86 тыс. тонн, что на 11% меньше, чем годом ранее. Такие данные в начале мая 2023 года приводит аналитики BusinesStat.
По их словам, продажи кофе в РФ сократились во многом из-за следующих факторов:
- значительный рост цен. Страны, занимающиеся выращиванием кофе, не присоединялись к санкциям в отношении России, однако рост мировых цен на зеленый кофе и отказ ряда крупных контейнерных перевозчиков и страхователей работать с российскими компаниями привели к существенному росту стоимости поставок и к удорожанию логистики;
- снижение реальных располагаемых доходов россиян способствовало сокращению объемов покупки кофе;
- уменьшение числа покупателей кофе вследствие отъезда значительного числа россиян в 2022 году.
По словам исследователей, в 2018-2021 гг. продажи кофе ежегодно росли довольно существенными темпами, на 6-20% в год. Росла популярность кофе, увеличивалось число кофеен, развивались сети быстрого питания. Это позволяет прогнозировать, что по мере стабилизации цен на кофейное сырье, решения логистических проблем импортеров и возобновления роста реальных доходов россиян продажи кофе в стране продолжат рост, говорится в исследовании, обнародованном в начале мая 2023 года.
Согласно отчету, экспорт кофе из России в 2018-2021 гг. ежегодно увеличивался на 17,8-50,2% в год и достиг 15,1 тыс. тонн в 2021 году. В 2022-м поставки кофе из России впервые за пятилетие сократились на 9,7% и составили 13,7 тыс. тонн.
Цена экспорта кофе из России снижалась в 2019-2020 гг. и по итогам 2020-го составила $4,23 за кг. В 2021-2022 гг. наблюдался рост экспортных цен. Однако в 2021 году рост был незначительным (всего на 0,8%), в 2022-м цена увеличилась существеннее – на 29,3% и достигла $5,51 за кг.[2]
2020
По данным Nielsen, в крупнейших розничных сетях РФ с августа 2019 года по июль 2020 года продажи кофе в России выросли на 16,1% в денежном выражении и на 12,8% в натуральном. В Euromonitor International оценивают объем российского рынка кофе в 140,13 тыс. тонн, а оборот — в 224,7 млрд руб. на 2020 год.
Coca-Cola начинает продажу зернового и молотого кофе под брендом Costa Coffee
В сентябре 2020 г стало известно, что Coca-Cola начинает новый бизнес в России — продажу зернового и молотого кофе под брендом Costa Coffee. Потребление этой продукции растет, а розничный рынок в период пандемии COVID-19 почти не пострадал. Но, полагают эксперты и участники рынка, конкурировать с существующими игроками Coca-Cola будет сложно, прежде всего из-за дорогого импорта. Подробнее здесь.
2019: Кофе впервые стал популярнее чая в России
В 2019 году потребление кофе в России достигло 180 тыс. тонн, что на 12% больше, чем годом ранее, а рынок чая за это время вырос со 151,5 до 138,8 тонн. Кофе стал популярнее чая среди россиян впервые. В предыдущие два года жители РФ за год употребляли примерно одинаковое количество чая и кофе — по 160 тыс. тонн, свидетельствуют данные Российской ассоциации производителей чая и кофе «Росчайкофе».
Кофейное потребление росло год от года, начиная с конца 1990-х годов, а чай, в общем, находился в таком стагнирующем положении. И поэтому, в общем, в какой-то момент было очевидно, что это произойдет. Вот это произошло в 2019 году однозначно, — сообщил генеральный директор «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. |
Данные Федеральной таможенной службы (ФТС) в целом подтверждают слова Чантурии. В 2019 году Россия завезла 413,3 тысячи тонн кофе основных видов (без учета растворимого) и только 314,2 тысячи тонн чая. По словам главы «Росчайкофе», расхождение в данных объясняется тем, что таможня учитывает поставки сырья, а не готовой продукции.
В исследовательской компания GfK рассказали РБК, что россияне покупают домой кофе чаще чая уже два года. В 2019 году они купили 110,8 тысяч тонн кофе и 90,6 тысяч тонн чая, в 2018 году — 104,7 тысяч и 92,3 тысячи тонн.
Объем потребления чистого чая сократился драматически. Очевидно, что часть потребления замещается ростом популярности травяных и фруктовых напитков, включая иван-чай, однако сейчас впервые можно уверенно утверждать, что значительное влияние на сокращение потребления чая оказал рост популярности кофе, считают в «Росчайкофе»
Также в ассоциации отметили рост потребления зернового кофе: если его доля в 2018 году составляла 52% против 48% у растворимого, то в 2019-м это соотношение составило 44,7% к 55,3%.[3]
Крупнейший игрок — Nestle (марка Nescafe) с долей 19,4% российского рынка кофе в 2019 году.
2018: Потребление чая на душу населения в кг за год
См. также