2024/02/09 18:06:12

Цифровая повестка ЕАЭС

Цифровая повестка ЕАЭС - это круг актуальных для стран-членов Евразийского экономического союза ЕАЭС вопросов по цифровым преобразованиям в рамках развития интеграции, укрепления единого экономического пространства и углубления сотрудничества государств-членов, отраженный в заявлении о цифровой повестке ЕАЭС (подписано главами государств-членов ЕАЭС 26 декабря 2016 г.)

Содержание

ИТ-проекты ЕАЭС

Основная статья: ИТ-проекты ЕАЭС

2024: Страны ЕАЭС создают единую ИТ-систему контроля стоимости ввозимых товаров

По итогам заседания Евразийского межправительственного совета (ЕМПС), прошедшего 2 февраля 2024 года в Алма-Ате, правительствами стран-членов ЕАЭС было принято решение о создании единой системы управления рисками (СУР). Создание и применение системы страны должны обеспечить к 1 апреля 2024 года.

Инициатором создания СУР, по информации «Ведомостей», выступила Россия. Таможенные органы Союза в рамках работы над системой получат законодательную возможность контролировать товары, оформленные в одном государстве-члене и привезенные в другое. Такая возможность требуется для выстраивания в рамках границ ЕАЭС единой системы контроля правильности заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых из стран, не являющихся членами союза. Так, уже происходили случаи, когда в Россию из Киргизии привозились электромобили по заниженной таможенной стоимости. Из-за этого сокращаются поступления в бюджет России, так как в ней действуют меры по развитию внутреннего производства электромобилей.

ЕАЭС создает единую систему управлениями рисков

Как рассказал «Ведомостям» представитель Федеральной таможенной службы, на данном этапе имеет значение решение Евразийской экономической комиссии. ФТС будет осуществлять администрирование по новым правилам после решения наднационального органа.Банковская цифровизация: ускоренное импортозамещение и переход на инновации. Обзор и рейтинг TAdviser 13.1 т

Юрист по спорам с таможней Михаил Шавернев считает, что в рамках новой системы управления рисками будут созданы профили рисков товара, обязательные к исполнению всеми странами-членами ЕАЭС. Тогда, например, если стоимость электромобиля BYD E6 при ввозе в РФ окажется ниже указанных в профиле риска $15000, то все таможни стран-членов союза будут обязаны начать проверки. Шавернев так же отметил, что данные нововведения не означают желание запрещать параллельный импорт.[1]

2023

Российские технологии «ГЛОНАСС» будут использованы для развития «Евразийского агроэкспресса»

Российские технологии АО «ГЛОНАСС» будут использованы для развития «Евразийского агроэкспресса». Об этом компания «ГЛОНАСС» сообщила 11 сентября 2023 года.

Для обеспечения продовольственной безопасности государств-членов Евразийского экономического союза, импортонезависимости ИТ-продуктов и экономической эффективности ускоренных железнодорожных и мультимодальных перевозок сельскохозяйственной продукции будет реализована «Непрерывная холодовая цепь» на всех логистических этапах «Евразийского Агроэкспресса». Подробнее здесь.

"Центр диагностики и телемедицины Депздрава Москвы" сможет оценивать работоспособность систем ИИ стран ЕАЭС

Центр диагностики и телемедицины Департамента здравоохранения Москвы получил возможность проводить технические испытания и исследования медицинских систем искусственного интеллекта для регистрации в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Таким образом, разработчики могут получить разрешение на применение своих разработок одновременно в Российской Федерации, Армении, Белоруссии, Казахстане и Киргизии. Это позволит ускорить внедрение технологий в медицинскую практику, а пациентам получать более быструю и качественную диагностику. Об этом 5 сентября 2023 года сообщила заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова. Подробнее здесь.

Страны ЕАЭС договорились взаимно признавать электронные цифровые подписи

Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) договорились взаимно признавать электронные цифровые подписи (ЭЦП). Соответствующее решение было принято на заседании коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 22 августа 2023 года.

Как сообщила пресс-служба ЕЭК, утверждены правила взаимного признания ЭЦП в трансграничных B2G (Business-to-Government) взаимодействиях на территории Евразийского экономического союза. Благодаря этому, работающие в разных странах ЕАЭС смогут использовать одну и ту же ЭЦП для взаимодействия с государственными органами. Это значит, что не будет необходимости получать отдельные ЭЦП для каждой страны, что значительно упростит процесс и снизит административные расходы.

Страны Евразийского экономического союза договорились взаимно признавать электронные цифровые подписи
«
Фактически правила, нацеленные на регулирование взаимодействий типа B2G, создают основу для обеспечения оказания межгосударственных услуг в электронном виде. Можно сказать, что это наш первый подход к организации межгосуслуг, - подчеркнул министр по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Варос Симонян.
»

В долгосрочной перспективе это решение будет способствовать развитию трансграничной торговли и интеграции в ЕАЭС. Реализация новых правил потребует доработки доверенных третьих сторон ЕЭК и государств-членов, созданных первоначально только для межгосударственного G2G (Government-to-Government) взаимодействия. Выполнение основных работ намечено на 2023 год.

Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ поддержала взаимное признание электронной цифровой подписи странами ЕАЭС и отметила, что развитие электронного документооборота и использование ЭЦП в трансграничных международных проектах - это принципиально новый двигатель прогресса, который позволит перейти на качественно иной уровень взаимодействия при заключении межгосударственных контрактов, повышающий эффективность бизнес-процессов. [2]

В ЕАЭС представили блокчейн-платформу товаропроводящей сети

В середине июня 2023 года Евразийский банк развития (ЕАБР) анонсировал блокчейн-платформу товаропроводящей сети ЕАЭС. Проект реализован при участии ИТ-компании «ПроКСи» (входит в группу «ИнфоТеКС»). Подробнее здесь.

О каких ИТ-вопросах говорили на заседании Высшего Евразийского экономического совета с участием Путина

25 мая 2023 года Президент России Владимир Путин открыл заседание Высшего Евразийского экономического совета. На мероприятии в Кремле присутствуют также президенты Белоруссии, Казахстана и Киргизии Александр Лукашенко, Касым-Жомарт Токаев и Садыр Жапаров, а также премьер-министр Армении Никол Пашинян и председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович. Президенты Узбекистана и Таджикистана Шавкат Мирзиёев и Эмомали Рахмон присоединились по видеосвязи. Часть разговора лидеров стран была посвящена развитию информационных технологий. В частности, Путин предложил странам участникам сформировать единую цифровую экосистему.

«
На повестке дня обеспечение цифрового суверенитета ЕврАзЭС. Напомню, что процесс налаживания партнерства пятерки в ИТ-сфере Россия инициировала еще в 2017 году. Важно, чтобы государства-члены союза сформировали единую цифровую экосистему, что подразумевало бы интеграцию национальных систем электронных государственных услуг и электронных правительств каждого из участников пятерки. Смею вас заверить, что Россия здесь продвинулась достаточно далеко и сделала очень хороший задел, - сказал российский лидер во время выступления на заседании Высшего Евразийского экономического совета в расширенном составе.
»

Заседание Высшего Евразийского экономического совета

Он отметил, что к 2023 году особенно востребованы «слаженные усилия по укреплению технологического суверенитета в системообразующих секторах экономики, по достижению подлинной технологической самодостаточности». Президент РФ предложил согласовать и реализовать единые приоритеты технологической трансформации и инновационного сотрудничества, которые позволяли бы странам Евразийского союза не зависеть по критически значимым отраслям от иностранных технологий и компаний.

«
Также можно подумать над созданием евразийских технологических альянсов с подключением заинтересованных партнёров из третьих стран. Целью таких альянсов могла бы стать организация на территории наших государств новых наукоёмких высокотехнологичных производств, – сказал президент.[3]
»

2022

Минпромторг попросили о совместном развитии чипов странами ЕАЭС

22 сентября 2022 года стало о том, что Минпромторг попросили о совместном развитии чипов странами ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия). Соответствующие предложения подготовила Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК).

Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо председателя коллегии ЕЭК Михаила Мясниковича главе Минпромторга и вице-премьеру Денису Мантурову, предлагается инициировать разработку межгосударственной программы развития полупроводниковой промышленности в странах—членах Евразийского экономического союза.

Главе Минпромторга и вице-премьеру Денису Мантурову предлагается инициировать разработку межгосударственной программы развития полупроводниковой промышленности
«
Развитие полупроводниковой сферы целесообразно позиционировать как один из проектов — символов евразийской интеграции, - считает Михаил Мясникович, который предложил Мантурову в случае поддержки «дать поручения уполномоченным органам».

»

По словам Мясниковича, Евросоюз и США уже «активизировали работу по развитию сферы микроэлектроники» и готовятся вложить в развитие полупроводниковой отрасли €43 млрд и $52 млрд соответственно. ЕЭК подготовила предложения по финансированию промышленных проектов и планирует передать их межправительственному совету в четвертом квартале 2022 года, сообщил он.

Исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) Николай Комлев назвал инициативу ЕЭК правильной, но отметил, что в условиях санкций любое реальное сотрудничество должно быть непублично и между производителями, а не на уровне государственных коллегий и иных публичных структур.

Основатель дизайн-центра НПЦ «Элвис» Ярослав Петричкович в разговоре с изданием выразил сомнение в том, что идея принесет результаты.

«
Микроэлектроника в странах ЕАЭС слабая, скорее даже отсутствует, поэтому единственной страной, которая может помочь России, был и остается Китай, - пояснил он.[4]

»

Одобрен план цифровизации госзакупок в ЕАЭС

23 августа 2022 года коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) утвердила перечень мер по полноценной цифровизации госзакупок в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Одобренный документ ЕЭК содержит пункт о доработке функционала электронных торговых площадок для работы с электронными цифровыми подписями.

Как пишет «Коммерсантъ», ЕЭК уницифирует подходы к проведению госзакупок в ЕАЭС, что обеспечит равный доступ на их национальные рынки. Решение коллегии содержит несколько групп мер в области закупок. В частности, это формирование правовой основы для проведения конкурентных закупок в электронном формате, что потребует внесения изменений в договор о ЕАЭС от 29 мая 2014 года. До конца 2022-го ЕЭК предстоит лишь «проработка вопроса о целесообразности» таких поправок.

Председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович.
Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

По словам замглавы департамента конкурентной политики и политики в области госзакупок ЕЭК Павла Жуковского, проработка потребовалась для уточнения формулировок, после чего уже будет подготовлен проект изменений.

Еще два блока мер подлежат проработке до июля 2023 года и требуют уже практических изменений от стран ЕАЭС — это совершенствование функционала электронных площадок (в части отчетности, автоматизации квалификации участников и ведения реестров договоров, жалоб и недобросовестных поставщиков) и создание новых информсистем (реестра банковских гарантий, каталогов стандартизированных товаров, реестра товаров и их производителей, мониторинга сговоров при закупках).

По словам члена коллегии, министра по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Армана Шаккалиева, для реализации мероприятий будет создана рабочая группа из представителей уполномоченных органов и операторов торговых систем. Министр ожидает, что документ обеспечит полноценный доступ поставщиков всех стран ЕАЭС к участию в закупках друг друга.[5]

Минпромторг ограничивает госзакупки компьютерной техники и серверов в ЕАЭС

18 июля 2022 года стало известно о разработанной Минпромторгом новой редакции правил определения страны происхождения вычислительной техники и радиоэлектроники в Европейско-Азиатском экономическом союзе (ЕАЭС). С 1 июля 2022-го доступ на рынок закупок вычислительной техники возможен только при ее наличии в евразийском реестре промышленной продукции. Правила попадания в него и регламентирует проект ведомства.

Как пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на этот документ, Россия настаивает на определении страны происхождения электроники по правилам, аналогичным проектируемым для постановления правительства №719 от 17 июля 2015 года (для подтверждения российского происхождения товаров). По ним производители электроники из ЕАЭС должны будут иметь полный стек конструкторской документации на изделие, исключительные права на товарный знак и образцы исходного кода софта, собственные производственные мощности либо контрактную сборку в стране. Кроме того, компании не должны будут находиться под контролем иностранных структур.

Минпромторг замыкает оборону госзаказа от западной вычислительной техники

С другой стороны, в Минпромторге считают, что с помощью ЕАЭС, особенно через Казахстан и Армению, которые не находятся под санкциями, можно обеспечить расширенные поставки дефицитной электроники на обычный пользовательский рынок, а не ограничивать производителей и поставщиков компьютерного оборудования из ЕАЭС путём поддержания только российских сборщиков, у которых к середине июля 2022 года нет достаточного количества компонентов для выпуска компьютеров.

Как отмечает издание, данные требования являются попыткой избежать ситуации, при которой прибыль от поставок «перемаркированной» компьютерной техники в Россию от государственного заказа остается в странах ЕАЭС.[6]

2021

Половина приглашенных стран не явились на встречу ЕАЭС по цифровой интеграции

25 октября 2021 года состоялся видеомост Европа-Азия на тему: «Цифровое пространство ЕАЭС: вызовы и достижения», транслировавшийся онлайн. По данным МИА «Россия сегодня», к участию в нем были приглашены представители министерств, отвечающих за ИТ, в странах-участниках ЕАЭС - Российской Федерации, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики. Также на онлайн-встрече ожидался представитель министерства по развитию ИТ и коммуникаций Республики Узбекистан. Эта страна, в 2008 году вышедшая из Евразийского экономического сообщества, сейчас имеет в ЕАЭС статус наблюдателя, а страны Союза являются ее основными торговыми партнерами[7].

На встрече, однако, появились не все заявленные чиновники из этих стран. Помимо Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, от которого присутствовал замминистра Максим Паршин, в видеомосте приняли участие министр связи и информатизации Республики Беларусь Константин Шульган и министр высокотехнологической промышленности Республики Армения Ваагн Хачатурян. Представители от профильных министерств Казахстана, Киргизии и Узбекистана не явились и не подключили кого-то из заместителей себе на замену.

Директор департамента ИТ Евразийской экономической комиссии Александр Алексанян в ходе видеомоста рассказал о ключевых цифровых проектах ЕАЭС

Директор департамента ИТ Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Александр Алексанян в ходе видеомоста отметил, что формирование цифрового пространства ЕАЭС является одним из стратегических направлений развития евразийской интеграции. В этом ключе по состоянию на 2021 год реализуются несколько интеграционных проектов ЕАЭС с «цифрой» в основе.

Один из них – проект по поиску работы «Работа без границ», стартовавший в июле 2021 года. Он фактически стал началом формирования полноценной экосистемы трудоустройства граждан Союза. Проект позволяет соискателям найти подходящую вакансию в любой стране ЕАЭС, а работодателям – найти сотрудников. В этом проекте задействованы 5 национальных информационных систем: в России, Армении, Беларуси, Казахстане, Киргизии. Для поиска работы достаточно зарегистрироваться в одной из этих систем.

«
В дальнейшем планируется усовершенствовать систему: в частности, внедрить электронные контракты, благодаря которым соискатель может получить гарантию исполнения трудового договора, - рассказал Александр Алексанян.
»

Другой важнейший проект Союза – «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий». Он был поддержан премьер-министрами стран ЕАЭС и предполагает создание автоматизированной системы по предоставлению хозяйствующим субъектам стран Союза механизма подбора наиболее эффективных партнеров, возможности вовлечения предприятий СМБ в производственные цепочки крупных производителей. В результате реализации данного проекта будет обеспечен доступ к территориально-распределенному набору сервисов государств-членов ЕАЭС.

Одним из новых является проект «Цифровое техническое регулирование», основная цель которого – цифровизация процессов формирования обязательных требований к продукции, разработки техрегламентов и перечней международных и региональных стандартов в сфере техрегулирования. Реализация планируется до конца 2023 года. На первом этапе предусматривается создание трех основных сервисов, которые будут предоставляться на безвозмездной основе:

  • по разработке технических регламентов и стандартов к ним;
  • сервис по формированию единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования;
  • сервис по оцифровке полного набора данных об обязательных требованиях к продукции.

«
В рамках данного проекта предстоит оцифровать более 10 тыс. документов, - сообщил Александр Алексанян.
»

Еще одним важным проектом директор департамента ИТ ЕЭК назвал «Экосистему цифровых транспортных коридоров», которая представляет собой открытую среду обмена логистической информацией. Экосистема интегрирует информацию о транспортных средствах, грузах, разрешительных и сопроводительных документах на всех этапах перевозки.

«
Все вышеперечисленные проекты наряду с одним из основных проектов – интегрированной информационной системой – могут стать основой экосистемы цифровых сервисов нашего Союза, - добавил Алексанян.
»

По его словам, проект интегрированной информационной системы ЕАЭС, в частности, должен получить второе дыхание. Что под этим имеется в виду, директор департамента ИТ ЕЭК не уточнил.

Ранее Счетная палата обнаружила, что с этим проектом не все в порядке. Так, в постановлении Совета федерации от 23 июня 2021 года о перспективах интеграционных процессов в рамках ЕАЭС со ссылкой на Счетную палату отмечается, что интегрированная информационная система ЕАЭС не функционирует в полном объеме.

«
По результатам проверок Счетной палаты РФ отмечается ежегодное образование не используемых в течение длительного времени значительных остатков средств при исполнении бюджета ЕАЭС, которые возникают по расходам на создание интегрированной информационной системы ЕАЭС, - говорится в постановлении Совета федерации[8].
»

Интегрированная система предназначена для обеспечения межгосударственного обмена данными и электронными документами в рамках Евразийского экономического Союза, создания общих для государств- членов информационных ресурсов, реализации общих процессов, а также обеспечения деятельности органов Союза. Работы по ее созданию и развитию ведутся в соответствии с договором о Евразийском экономическом Союзе от 29 мая 2014 года.

Возвращаясь к теме цифровой интеграции, позицию России в этой области озвучил замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максим Паршин. По его словам, приоритетом является выравнивание условий для функционирования российских и международных ИТ-компаний. Здесь крайне важно действовать в тесной координации с коллегами из ЕАЭС.

В качестве показательного примера цифровой интеграции замминистра привел реестр евразийского ПО. Сейчас программные продукты, включенные в этот реестр, пользуются теми же льготами при госзакупках, что и ПО из России.

«
Мы предлагаем активизировать компании-разработчики из стран ЕАЭС по включению в реестр евразийского программного обеспечения, с одной стороны. А с другой стороны, мы предлагаем продолжить работу по гармонизации законодательства наших стран в части предоставления единых инструментов поддержки компаний и продуктов, происходящих из стран ЕАЭС на территориях всех наших стран, - заявил Максим Паршин.
»

Новое направление, над которым замминистра предложил совместно подумать, это усилия по развитию open source разработки, ПО на основе открытого кода.

Министр высокотехнологической промышленности Республики Армения Ваагн Хачатурян на онлайн-встрече отметил, что евразийское экономической пространство было создано для того, чтобы нашлись возможности для более глубокой интеграции водящих в него государств, будь то экономические и неэкономические связи. И цифровизация экономики позволяет осуществить эту идею, полагает он.

В ЕАЭС создается рабочая группа по цифровой трансформации

На заседании Евразийского межправительственного совета 20 августа 2021 года принято решение о формировании рабочей группы высокого уровня (РГВУ) по вопросам цифровой трансформации, сообщается на портале Евразийской экономической комиссии. Основная цель создания – проработка соглашения об обороте данных в союзе.

Рабочую группу возглавит министр по внутренним рынкам, информатизации, ИКТ ЕЭК Гегам Варданян. В состав РГВУ войдут руководители или заместители руководителей уполномоченных органов государств ЕАЭС, отвечающих за разработку и реализацию программ по цифровой трансформации отраслей экономики.

Рабочую группу возглавит министр по внутренним рынкам, информатизации, ИКТ ЕЭК Гегам Варданян (фото - eec.eaeunion.org)
«
Создание рабочей группы является важным и необходимым инструментом для выработки согласованных решений и подходов по цифровой трансформации в ЕАЭС. Главным образом речь идёт о cоглашении об обороте данных. Рабочая группа позволит более оперативно разработать и принять единые принципы для эффективного обмена данными в рамках cоюза, – заявил Гегам Варданян.
»

Помимо соглашения об обороте данных, задачей РГВУ будет выработка подходов по реализации приоритетных направлений цифровой повестки, цифровой трансформации отраслей экономики, рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также развитию цифровой инфраструктуры на территории стран Евразийского экономического союза.

При РГВУ планируется создать экспертные подгруппы, куда будут включены представители заинтересованных органов государственной власти и представители бизнес-сообществ стран союза.

Мишустин рассказал о последствиях затягивания цифровизации в ЕАЭС

Затягивание цифровизации и унификации таможенного администрирования в ЕАЭС приведет к возвращению контроля на границах между странами Союза. Об этом ТАСС Информационное агентство России сообщил 5 февраля 2020 года со слов премьер-министра РФ Михаила Мишустина.

«
Коллеги, угрозу нашим экономикам и суверенитетам несут не общие цифровые платформы и системы, а именно их отсутствие. Если не заниматься их созданием, чтобы обеспечить прозрачность общих товарных рынков, то, по сути, это будет равносильно восстановлению таможни на границах между странами. Это то, от чего мы уходили, создавая Союз. Если затягивать цифровизацию и унификацию, в том числе таможенного администрирования и других видов контроля на внешнем контуре, для всех одинакового, придется вернуться к контрольным мерам на внутренней границе - сказал он.
»

По словам российского премьера, совместная цифровая платформа ЕАЭС должна быть нацелена на улучшение жизни человека в условиях ведения бизнеса, только так люди почувствуют, что интеграция действительно приносит пользу.

«
Цифровая платформа будет способствовать устранению барьеров, которые мешают формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках Союза. Она должна строиться с учетом национальных интересов и с сопряжением наших информационных систем. Только так, вместе, мы сможем развивать наши экономики, - убежден глава правительства РФ.
»

Мишустин обратил внимание, что для построения цифровой платформы и получения преимуществ экономики больших данных нужно решить целый ряд задач. Прежде всего, по его словам, это правовые вопросы, аспекты значимого электронного документооборота в Союзе, обмена персональными данными и их защиты.

«
Надо внедрить единые цифровые учетные системы идентификации граждан и бизнеса, снять проблему признания цифровой электронной подписи. Думаю, что ЕЭК (Евразийская экономическая комиссия) могла бы более активно заниматься этими вопросами, - резюмировал он.
»

Премьер также считает, что государства без собственных цифровых платформ рискуют попасть в информационную, политическую и экономическую зависимость от чужих решений.

По словам Мишустина, Россия всецело поддерживает инициативу о том, что всеобъемлющая цифровизация должна стать движущей силой развития ЕАЭС, однако важно ответить на вопрос, на какой основе это будет происходить. Как считает Мишустин, Евразийский совет должен дать государствам "пятерки" возможность развивать общую цифровую платформу и таким образом получать выгоды от крупной экономики, сохраняя при этом национальные суверенитеты.

Он также заявил, что успех в углублении интеграции на пространстве ЕАЭС будет зависеть в том числе от внедрения совместных электронных сервисов.

«
Необходимо формировать условия для справедливой и прозрачной взаимной торговли, активнее снимать инфраструктурные ограничения, раскрывая транзитный потенциал, вести и диалог, конечно, с Европейским союзом, а также продолжить сопряжение евразийской интеграции с китайской инициативой "Один пояс - один путь", - пояснил российский премьер. - Реализовать все это можно только на основе общей цифровой платформы. На практике мы видим, скажу откровенно, осторожный подход партнеров к цифровизации на пространстве "пятерки".
»

Мишустин пояснил, что на февраль 2021 года, к сожалению, есть попытки перенести сроки внедрения совместных цифровых платформ, сохранять национальные правила и системы[9].

2017

Основные направления цифровой повестки до 2025 года

11 октября 2017 года страны ЕАЭС утвердили основные направления цифровой повестки союза до 2025 года. К направлениям развития цифровой экономики в рамках данного документа относятся:

  • цифровая трансформация отраслей экономики и кросс-отраслевая трансформация;
  • цифровая трансформация рынков товаров, услуг, капитала и труда;
  • цифровая трансформация процессов управления и интеграционных процессов;
  • развитие цифровой инфраструктуры и обеспечение защищенности цифровых процессов.

Каждое направление определяет специальный круг вопросов сотрудничества при обсуждении инициатив в сфере развития цифровой экономики. Стороны используют общую рамку направлений для систематизации предложений о сотрудничестве в рамках Цифровой повестки, подготовки и реализации совместных проектов.

По мнению главы правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева, в цифровую интеграцию в рамках Союза можно включить три элемента[10].

  • Первый, под условным название ЕАЭС Data X, – единая подсистема передачи и обмена данными в электронном виде. Это платформа, которая может использоваться для обмена информацией, а в конечном счёте – для обмена юридически значимыми протоколами между частными компаниями.
  • Второй элемент – ЕАЭС ID – единое пространство электронного доверия. Оно включает в себя сервисы идентификации, аутентификации, авторизации, цифрового архива. Это позволит, к примеру, выдавать справки гражданам одной страны на территории другой в цифровом формате.
  • Третий элемент – ЕАЭС Geo – это геоинформационная система и сервисы картографической основы, которые способствуют упрощению контроля за транспортировкой и прослеживаемостью товаров.

«Вот такие инструменты создадут контур нашего взаимодействия, – сказал Председатель правительства Российской Федерации. – Конечно, нам придётся договориться и об общих стандартах, об увязке национальных решений. Мы свои компетенции готовы предоставить всем нашим друзьям и партнёрам на практически безвозмездной основе».

Говоря о криптовалюте, Дмитрий Медведев отметил, что ее регулирование не может реализовываться в рамках только одной страны и должно быть наднациональным. «Надо сблизить наши подходы на уровне Союза. Я уже не говорю о том, что в идеале по криптоактивам надо готовить международные конвенции», – считает глава российского правительства.

Цифровая трансформация отраслей экономики и кросс-отраслевая трансформация

Цифровая трансформация отраслей экономики и кросс-отраслевая трансформация в Союзе - направление развития цифровой экономики на отраслевом и на межотраслевом уровнях взаимодействия сторон. Цифровая трансформация приносит наибольшие эффекты на стыках отраслей, при использовании многопрофильных знаний о потребителях, при налаживании кросс-отраслевых (пронизывающих, сквозных) процессов, развитии цифровой инфраструктуры, цифровых кроссотраслевых платформ и появлении на их основе новых моделей экономики.

Цифровая трансформация отраслей опирается на результаты автоматизации процессов, но заключается в сквозной цифровизации всех физических активов и их интеграции в цифровую эко-систему на основе цифровой платформы или комплексов цифровых платформ.

Цифровая трансформация отраслей осуществляется в кооперации с партнерами, участвующими в цепочке создания стоимости, основанной на использовании цифровых моделей, сквозных процессов и полезных данных.

Цифровая трансформация отраслей экономики происходит в нескольких плоскостях: вертикальной интеграции процессов внутри отрасли и внутри предприятий отрасли; горизонтальной интеграции процессов и построение кросс-отраслевых и межстрановых процессов; цифровизации продуктов, услуг, бизнес-моделей и доступа клиентов.

Цифровая трансформация отраслей рассматривается во взаимосвязи с информационными ресурсами и информационными системами государств-членов и Союза. Основные тренды кросс-отраслевой цифровой трансформации:

  • взаимодействие различных отраслей экономик,
  • возникновение новых бизнес-моделей и сквозных цифровых процессов через традиционные стыки отраслей,
  • трансграничная кооперация.

Основным источником капитализации в цифровой экономике являются цифровые платформы и цифровые ресурсы. Сотрудничество государств-членов ЕАЭС по развитию индустрии данных позволит не только нормализовать использование данных (от персональных до промышленных), но и создать условия для возникновения новых сегментов цифровой экономики, новых практик оборота полезных данных, с учетом требований национального законодательства в данных сферах.

Цифровые активы могут строиться на новых бизнес-моделях и технологиях (технологии обработки «больших данных»; искусственный интеллект; методах и технологиях поддержки принятия решений на основе накопленных и «исторических» данных и данных мониторинга управляемого объекта и др.), имеющих перспективу дальнейшего развития и возможность использования в реализации активов комплексных решений на базе нескольких технологий.

Цифровая платформа является основанием для технологической деятельности, связывающим хозяйствующих субъектов сквозными процессами. Поэтому на одной цифровой платформе, вокруг одних цифровых образов (объектов) могут быть собраны заинтересованные участники из различных традиционных и новых отраслей.

Формирование таких цифровых активов резидентами государств членов Союза повышает их конкурентоспособность, позволяет постоянно получать их владельцам и юрисдикциям дополнительную интеллектуальную и материальную ценность и выгоду, накапливая компетенции для вхождения на глобальные рынки. В рамках интеграционного сотрудничества к 2018 году определились отрасли, в которых ведется сотрудничество (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, энергетика, торговля, фармацевтика и другие), в каждой из которых возможна реализация комплекса инициатив, формирование кооперации из заинтересованных участников бизнес сообщества, но при поддержке со стороны государств и Союза в части инвестиций в сложный фундамент цифровых платформ. Для развития цифровой экономики по этому направлению необходимо формирование и развитие цифровых платформ и экосистем, благоприятной среды для производства и оборота цифровых инноваций, поддержка цифровых стартапов и других проектов развития цифровой экономики.

Цифровая трансформация рынков товаров, услуг, капитала и труда

В ходе цифровой трансформации рынков деловая среда для потребителей и производителей должна снизить издержки, сократить слой посредников, снизить барьеры при вхождении на новые рынки, с новыми возможностями для бизнеса и граждан по предоставлению услуг с использованием сети Интернет. Требуется взаимодействие в нормативно-правовой сфере, которая позволит сформировать благоприятные условия для реализации проектных инициатив в рамках цифровой повестки.

Цифровая трансформация рынков ЕАЭС приведет к развитию цифрового рынка, в рамках функционирования которого необходимо обеспечить свободное движение товаров и услуг, капитала и труда. Для этого потребуется согласованность моделей изменений регулирования по всем общим и единым рынкам Союза с общей цифровой повесткой.

Цифровая трансформация рынка товаров и услуг приведет к значительному упрощению торговых процедур путем перехода в цифровую форму, активному использованию электронной торговли, а также к эффективной реализации и использованию механизмов «единого окна» в экономической деятельности.

Проводимая цифровая трансформация рынка товаров и услуг потребует проведения дальнейшей гармонизации в сфере правил ведения трансграничной электронной торговли, стимулирование ведения бизнеса в цифровой форме, координация действий в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и потребителей цифрового рынка, а также включение вопросов регулирования сотрудничества в сфере цифровой экономики в повестку торговых переговоров Союза с третьими странами.

Цифровые трансформации рынка капитала Евразэс и финансовых рынков государств союза окажут существенное влияние на развитие экономик государств Союза. Государства-члены выражают стремление к созданию условий для продвижения финтех-инноваций, развития совместных механизмов рискового, альтернативного и венчурного финансирования цифровых инноваций.

Цифровая трансформация запускает механизмы преобразования рынка труда, в результате которых существенно изменится баланс спроса и предложения на трудовые ресурсы. Квалификация и навыки трудовых ресурсов будут оказывать существенное влияние на эффективность процессов трансформации экономики Союза. Данные вызовы формируют необходимость создания условий для развития профессиональных цифровых навыков и творческого потенциала людей, что является важными составляющими для последовательного повышения производительности труда.

Ряд мероприятий будет направлен на устранение прогнозируемого дефицита высококвалифицированных трудовых ресурсов и формирование их резерва, а также нормативно-правовые мероприятия по обеспечению мобильности трудовых ресурсов, созданию условий для развития дистанционного найма и занятости. В целях повышения эффективности цифровых трансформаций рынков необходимо более тесное сотрудничество между государствами членами Союза и бизнесами государств-членов, направленное на обмен знаниями, информацией и опытом таким образом, чтобы уменьшить препятствия в развитии экономической интеграции, наращивать компетенции в цифровых преобразованиях и формировать цифровую бизнес-кооперацию.

Цифровая трансформация процессов управления и интеграционных процессов в Союзе

Развитие цифровой экономики в государствах-членах может потребовать трансформации существующих процедур и моделей управления на основе цифровых процессов, в первую очередь за счет обеспечения интероперабельности и цифровых преобразований на государственном и надгосударственном уровне. Это направление создает общий фундамент для реализации цифровой повестки, в том числе по сопровождению архитектуры процессов и цифровых проектов Союза. Цифровая трансформация процессов управления и интеграционных процессов в Союзе включает изменение процедур подготовки нормативных документов Союза (введение обязательного этапа предварительного моделирования процессов и норм, с последующим переходом к процессному регулированию), создание механизмов по обеспечению проработки и реализации проектов в рамках цифровой повестки.

Специальным проектом в данном направлении является развитие возможностей интегрированной информационной системы Союза и развитие на её основе цифровой платформы Союза, создание государствами-членами необходимых сервисов для граждан и хозяйствующих субъектов, обеспечение доступа граждан, хозяйствующих субъектов и бизнес-сетей к межгосударственным электронным услугам (цифровым услугам), создания условий для формирования и использования цифровых платформ при межгосударственном информационном взаимодействии («бизнессетей»), развития цифровых экосистем единой нормативно-справочной информации.

В этой связи потребуется реализация в праве Союза новых норм по вопросам цифровой трансформации процессов управления и интеграционных процессов, их реинжинирингу, международной кооперации, использованию цифровых моделей, процедур, порядков, стандартов и методологии управления проектами.

Развитие цифровой инфраструктуры и обеспечение защищенности цифровых процессов

Развитие цифровой инфраструктуры и обеспечение защищенности цифровых процессов – направление сотрудничества по обеспечению устойчивости, непрерывности и надежности инфраструктур для проработки инициатив и реализации проектов, а также рамочные проекты по развитию цифровой инфраструктуры в целом. Для развития трансграничных сервисов и формирования новых цепочек добавленной стоимости, создания интероперабельной бесшовной цифровой инфраструктуры, перехода к сетям последнего поколения и развития трансграничного пространства доверия, а также цифровой трансформации транспортной, энергетической и других отраслевых инфраструктур потребуется реализовать целостный комплекс проектов.

Прежде всего, государствам-членам и Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) потребуется определить критические цифровые инфраструктуры (совместно используемые и обеспечивающие интеграционные процессы), выработать общий порядок обеспечения защищенности таких цифровых процессов и инфраструктур, включая при необходимости разработку и внедрение международной защиты протоколов и процедур, разработанных с учетом задач ЕАЭС.

В концептуальном плане должна быть определена совокупность направлений обеспечения устойчивости функционирования цифрового пространства по отношению к воздействию внешних угроз и внутренних неблагоприятных факторов.

Офис управления инициативами

Офис сформирован в соответствии с Порядком проработки инициатив в рамках реализации цифровой повестки Союза, утвержденного Решением Евразийского межправительственного совета от 25 октября 2017 г. № 4, в целях обеспечения прозрачной, эффективной и ускоренной проработки инициативы от формирования до инициации проекта.

Задачи:

  • общая организация и координация работы по проработке инициатив в рамках реализации цифровой повестки Союза, создания и развития цифрового рынка в рамках Союза;
  • разработка предложений по подготовке инициатив в рамках реализации цифровой повестки Союза в случаях, когда инициатором выступает Комиссия;
  • участие совместно со структурными подразделениями Комиссии в подготовке инициатив в рамках реализации цифровой повестки Союза в случаях, когда инициатором выступает Комиссия;
  • участие в работе экспертной площадки для обсуждения и детальной проработки инициативы;
  • участие в разработке технического задания на проведение исследования;
  • организация мониторинга и контроля процесса управления инициативами.

Всемирный банк представил обзор Цифровой повестки ЕАЭС

В 2017 году Всемирный банк представил обзор Цифровой повестки ЕАЭС со своими рекомендациями.

Полный текст обзора Всемирного банка, PDF

ЕЭК представила проект Основных направлений цифровой повестки

Минимум 11% от ожидаемого совокупного роста ВВП Евразийского экономического союза (ЕАЭС) к 2025 году будет обеспечивать реализация цифровых проектов и инициатив. Если страны Союза не обеспечат синхронизацию своих усилий по реализации цифровой повестки, ее вклад в рост ВВП будет вдвое ниже. Об этом говорится в проекте Основных направлений реализации цифровой повестки[11] Евразийского экономического союза до 2025 года, который размещен на правовом портале Евразийской экономический комиссии (ЕЭК) для общественного обсуждения.

Наиболее значимыми источниками прироста ВВП вследствие реализации общей цифровой повестки могут стать такие факторы, как устранение нормативно-правовых барьеров и развитие экономики данных, каждый из которых даст ежегодный прирост ВВП ЕАЭС на 0,3% и 0,2% соответственно. Рост занятости в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обеспечит дополнительный рост общей занятости в странах Союза на 2,46% к 2025 году. К этому же году дополнительный прирост объема экспорта ИКТ-услуг может составить до 74%.

Проект Основных направлений реализации цифровой повестки подготовлен правительствами государства-членов совместно с Комиссией во исполнение поручения глав стран ЕАЭС. В нем определены цели, принципы, задачи, направления и механизмы сотрудничества государств Союза в цифровой сфере.

Согласно Основным направлениям страны Союза самостоятельно разрабатывают, формируют и реализуют национальную политику в сферах цифровизации, связи и информатизации, но придерживаются в этой сфере согласованной политики. Совместная работа в рамках цифровой повестки позволит стимулировать и поддерживать новые цифровые инициативы и проекты; ускорит процессы свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы; повысит конкурентоспособность хозяйствующих субъектов и граждан за счет цифровых преобразований во всех сферах жизни общества; создаст условия для устойчивого развития экономик государств Союза при переходе на новые технологический и экономический уклады; обеспечит кооперацию хозяйствующих субъектов на основе сквозных цифровых процессов, создание и развитие цифровых активов; введет государства ЕАЭС в глобальные, макрорегиональные и региональные процессы цифровой трансформации с учетом возникновения новых возможностей и рисков; поддержит диалог между всеми заинтересованными организациями и гражданами стран Союза для продвижения лучших практик в области цифровой экономики и т.д.

Реализация цифровой повестки Союза возможна в том числе через разработку специальных механизмов проработки и согласования государствами-членами инициатив; реализацию проектов в рамках цифровой повестки; применение «регулятивных песочниц» и т.д.

Совместные инициативы и проекты в рамках цифровой повестки позволят значительно расширить возможности государств, граждан и хозяйствующих субъектов как внутри ЕАЭС, так и на внешних рынках.

Заинтересованные стороны смогут представлять инициативы в Комиссию, которая с участием экспертной площадки прорабатывает и согласовывает их с государствами-членами.

После проработки и согласования инициативы формируется проект. Для его реализации государства-члены имеют возможность прорабатывать различные механизмы финансирования, такие как механизмы целевого и проектного финансирования, механизмы на основе консорциумов и государственно-частного партнерства, в том числе механизмы с использованием сервисной модели, вырабатываемые за счет привлечения институтов финансирования, включая Евразийский банк развития.

Проект Основных направлений сопровождается также проектом перечня первоочередных инициатив в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС. Перечень составлен на основании предложений представителей органов государственной власти и бизнеса стран Союза, а также членов рабочих групп на начальном этапе проработки цифровой повестки ЕАЭС. Среди предложений – инициативы по цифровой прослеживаемости, цифровой промышленной кооперации, развитию электронной торговли и другие.

ЕЭК предлагает синхронизировать цифровые повестки в сфере промышленности

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) направила в начале 2017 года правительствам стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) предложения о поддержке ряда инициатив по дигитализации экономик в рамках промышленной политики и структурированию этой деятельности в странах ЕАЭС. Предложения ЕЭК включают концепцию создания «цифровых фабрик» с механизмами её реализации. Концепция должна охватывать все этапы производства, от проектирования до получения готового продукта[12].

Среди ключевых технологий — аддитивное производство, высокопроизводительные автоматизированные линии быстрого производства электронной компонентной базы, технологии и программное обеспечение роботизированного управления производством, национальные CAD/CAE/CAM-системы, новые технологии сборочного производства, системы управления жизненным циклом изделия. Проект «Цифровая фабрика» тесно связан с концепциями «Индустрия 4.0» (Германия) и «Цифровое производство» (США).

Как считает член Коллегии (министр) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Сергей Сидорский, странам союза целесообразно синхронизировать работу по реализации национальных цифровых повесток с цифровой повесткой в сфере промышленности государств-членов. Это позволит реализовать общие технологические цифровые платформы, системные и сквозные проекты.

«По нашим данным, доля цифровой экономики к ВВП в странах ЕАЭС уже составляет более 2,8%, или $85 млрд. Почти весь эффект от дигитализации сосредоточен в таких секторах экономики, как финансы, торговля, развлечения и медиа. В сфере промышленности и АПК доля цифровой экономики еще незначительна», — отметил Сергей Сидорский.

По данным промышленного блока ЕЭК и оценкам консалтинговых компаний, доля цифровой экономики в мировом ВВП составляет 5,5%. Дигитализация может принести дополнительно более $30 трлн доходов для мировой экономики до 2025 г. Эксперты отмечают, что к 2020 г. более 50 млрд устройств и вещей будет подключено к интернету. Программное обеспечение стало неотъемлемой частью большинства выпускаемых промышленных товаров, иногда достигая в конечной стоимости товара 90%. Например, автоконцерны отмечают, что в ближайшие годы около 50% стоимости автомобиля будет составлять «цифровая» начинка.

Согласно исследованию, проведенному промышленным блоком ЕЭК, в государствах ЕАЭС созданы все предпосылки для цифровой трансформации промышленности: сформирована или начала формироваться нормативная база, создана инфраструктура, развиваются цифровые платформы в разных секторах экономики.

Кроме того, в рамках ЕАЭС уже есть опыт совместных проектов в сфере цифровой экономики, которые связаны с промышленностью. Это оснащение транспортных средств системой ЭРА-ГЛОНАСС, введение электронного паспорта транспортного средства, создание информационных баз данных в сфере обращения лекарственных средств, введение механизма мониторинга прослеживаемости товаров, введение идентификации и маркировки отдельных видов товаров, создание Евразийской сети промышленной кооперации и Евразийской сети трансфера технологий.

Данные, необходимые для выработки общих подходов в рамках ЕАЭС, и анализ ситуации с цифровизацией экономик в промышленности содержатся в специальном докладе промышленного блока ЕЭК. Доклад с результатами анализа также направлен в правительства государств союза. Документ размещен по информационном портале ЕЭК в разделе «Промышленность» в интернете.

Ожидается, что до 31 марта 2017 г в Комиссию поступит информация о существующих программах, планах и мерах государственной поддержки цифровой промышленности в странах ЕАЭС. Комиссия также рассчитывает получить предложения от стран-участниц ЕАЭС для проекта концепции создания условий для цифровой трансформации промышленности государств-членов ЕАЭС и формирования единого цифрового пространства ЕАЭС. До конца 2017 г. ЕЭК планирует направить сводный вариант документа в страны Евразийского экономического союза для рассмотрения и доработки.

2016: Утвержден план разработки «Цифровой повестки ЕАЭС»

26 декабря 2016 г на заседании Высшего Евразийского экономического совета главы государств-членов подписали «Заявление​ о цифровой повестке ЕАЭС».

Решением о формировании цифровой повестки был установлен срок до 1 декабря 2017 года для разработки и представления на рассмотрение Евразийского межправительственного совета основных направлений реализации цифровой повестки до конца 2025 года правительствами государств-членов союза.

Примечания

  1. В ЕАЭС создадут единую систему контроля стоимости ввозимых товаров
  2. ЕЭК приняла решение о взаимном признании электронной цифровой подписи в трансграничных B2G взаимодействиях
  3. Заседание Высшего Евразийского экономического совета
  4. Кооперацию с ЕАЭС полупроводят в жизнь
  5. Госзакупки подталкивают к союзникам
  6. С чужими здесь не торгуют
  7. Узбекистан получил статус наблюдателя в ЕАЭС
  8. О перспективах интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза
  9. Мишустин рассказал о последствиях затягивания цифровизации в ЕАЭС
  10. Цифровую повестку Евразийского экономического союза (ЕАЭС), создание совместной программы цифровой трансформации и пространства электронного доверия, взаимодействие в вопросах применения криптовалюты обсудили главы правительств стран Союза в рамках форума «Цифровая повестка дня в эпоху глобализации» 2 февраля 2018 года в Алматы (Республика Казахстан). Мероприятие было организовано по инициативе Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. В его сессиях приняли участие члены Коллегии (министры) Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), официальные делегации Азербайджана и Таджикистана, а также представители ряда крупных международных ИТ-компаний.
  11. О проекте решения Совета Евразийской экономической комиссии «О проекте решения Евразийского межправительственного совета «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года»
  12. ЕЭК предлагает синхронизировать цифровые повестки в сфере промышленности