2022/06/27 14:35:05

Сергей Гортинский, СУЭК: Успешный проект – это когда бизнес и ИТ слышат друг друга

О растущем тренде на безбумажные процессы в корпорациях, о различиях в российских ECM-платформ и о том, как выбирать и развивать ИТ-системы, рассказал Сергей Гортинский, начальник отдела управления информационных систем АО СУЭК.

Сергей Гортинский развивает систему электронного документооборота в СУЭК. Ранее занимался внедрением и развитием функции СЭД в «Русагро», СИБУР. В работе над проектами стремится реализовывать флагманские функции, чтобы облегчать работу пользователей, экономить их время на рутине.

Система на базе платформы Docsvision в СУЭК автоматизирует работу с документооборотом внутри отдельных компаний и между филиалами, решает задачи по согласованию договоров и проектной документации. В процессе эксплуатации система обрастает новыми функциями, тиражируется на новые компании группы, становится единым пространством для работы сотрудников СУЭК.

Сергей
Гортинский
Функциональные возможности СЭД зависят от зрелости компании

Расскажите про свой опыт работы с СЭД и CSP-системами.

Сергей Гортинский: Мой опыт начался с внедрения СЭД с нуля для Службы судебных приставов. Затем был любопытный опыт запуска проекта в «Русагро», где также удалось поработать с автоматизацией кадровой службы и системами распознавания. Потом был СИБУР. Сегодня в СУЭК я продолжаю развивать крупную систему – у нас порядка 40 000 пользователей. Помимо СЭД, я курирую электронный архив, интеграции – в шутку я часто говорю: «Если это не SAP и не логистика, то давайте мне в управление – мы будем это развивать». Система на базе платформы Docsvision позволяет нам масштабировать функциональность горизонтально на новые бизнесы и вертикально – автоматизировать больше сложных процессов. Сейчас мы реализуем единое окно работы для юридического блока, где будет доступ к базе знаний, совместной работе над документами, сквозные процессы про претензионно-исковой работе.

Как Вы видите роль СЭД в компаниях? Какие бизнес-задачи такие системы решают?

Сергей Гортинский: Функциональные возможности СЭД зависят от зрелости компании, а не от системы, которую использует эта компания. Есть компании, где сотрудники загружают файлики и отправляют их по маршруту согласования, и большей функциональности им не надо. Есть противоположные кейсы. В СИБУР мы с командой реализовывали систему, которая обслуживала десятки процессов и различные бизнес-роли, была интегрирована с десятком систем. Мы сделали полноценную корпоративную систему, которая обслуживает весь жизненный цикл даже не документов, а всех задач, не связанных с управлением производства. В «Русагро» СЭД развивалась как единая точка принятия решений. В личном кабинете сотрудники и руководители получали всю информацию по процессам, запрашивали услуги, принимали решения о согласовании, подписании. В СУЭК мы планируем реализовать похожий подход и предоставить пользователям систему, в которой можно принимать решения, и не переключаться между другими приложениями.

А какие тренды Вы видите в развитии СЭД?

Сергей Гортинский: Пользователи корпоративных систем привыкли к простым и удобным интерфейсам соцсетей, сервисов доставки и других услуг. Поэтому в корпоративной среде растёт запрос на красивый UX, user-friendly интерфейс и удобные функции наподобие совместной работы над документами как в Google.

Важнейший тренд — это переход на безбумажные процессы. Слово «документооборот» кажется атавизмом. Поэтому все меньше СЭД используется в первоначальном значении, заменяется на CSP – всё это про поиск информации, поиск документов, совместную работу. Система делает всё, чтобы в результате люди на местах реально перестали работать с бумажными документами.

Какие требования предъявляют ИТ и бизнес-заказчики к системам типа СЭД? И какие из них действительно важны?

Сергей Гортинский: Быстродействие, гибкость и красивый интерфейс – вот основные требования. Любую систему, в том числе CSP, лучше выбирать в два этапа. Сначала бизнес-заказчики должны сформулировать свои требования, описать конечный результат и процессы для автоматизации. Затем ИТ-специалисты должны определить, какая система может удовлетворить текущие и будущие потребности бизнеса. Важно понять, какие потребуются ресурсы – вряд ли бизнес будет рад нанять большую команду разработчиков для реализации некритической функциональности или быть зависимым от одного поставщика. ИТ-команды оценивают быстродействие решения, масштабируемость горизонтальную на новые бизнесы и вертикальную на новые процессы, интеграции – готовят шорт-лист систем, которые отвечают технологическим и бизнес-требованиям. Из этого шорт-листа бизнес-заказчики выбирают решение, которое им нравится визуально, то есть интерфейс.

Получается, в выборе между «коробкой» и платформой побеждает платформа. Хотя часто бизнес хочет «коробочное» решение, чтобы быстро запустить его в работу.

Сергей Гортинский: Зависит от масштаба. Средние по размеру компании выбирают «коробочные» решения. Они проще в настройке, обслуживании, дешевле, отвечают основным бизнес-требованиям. Крупные компании могут упереться в ограничения «коробок» ещё на этапе внедрения. Синергия ИТ и бизнеса в выборе системы для автоматизации решает эти противоречия – бизнес определяет требования, ИТ-специалисты проверяют возможности.

Кто «драйвит» проект по переходу на безбумажные технологии: бизнес или ИТ?

Сергей Гортинский: Нет однозначного ответа. Есть бизнес с точными задачами, которые исполняет ИТ. В противовес – есть кейсы, когда ИТ убеждает бизнес в необходимости оптимизации и автоматизации процессов и предлагает проекты. По опыту, успеха достигают проекты, в которых получается достичь синергии бизнеса и ИТ. Успешный проект – это когда бизнес и ИТ слышат друг друга, а пользователи по результату приходят со словами: «Стало так удобно, я теперь столько времени экономлю. И почему мы такое раньше не сделали».

Ваш опыт работы охватывает разные системы. Есть ли наблюдение: в чём они схожи, и какие есть различия?

Сергей Гортинский: Как у всех машин есть по 4 колеса, двигатель, двери, но какая-то подойдёт для джип-сафари, а другую мы выберем, чтобы приехать на представительский ужин. Все ECM отличаются, но есть общий тренд на создание платформы с заданным числом конструкторов, которые упакованы в базовое «коробочное» решение для быстрого запуска проекта. Системы отличаются в подходах к справочникам, построении объектов, интеграционных возможностях. ИТ-специалистам важно вписать новое решение в ИТ-ландшафт, а значит оценить возможности интеграций и обновлений. Потому выбор системы зависит от поставленных бизнес-задач: условно, проехать по бездорожью или красиво подъехать к красной ковровой дорожке. Другое важное отличие ECM-систем между собой – это вендоры и их партнёрская сеть. Партнёрская сеть, если она есть вокруг вендора, снижает риски неуспеха кросс-командного взаимодействия заказчика и интегратора, так как всегда можно выбрать команду, с которой выстраивается эффективная работа, не отказываясь от решения вендора.

Поделитесь историями из практики о том, какие сложные задачи приходилось решать. И как Вы с этим справлялись?

Сергей Гортинский: Когда проект затягивается или буксует по объективным или субъективным причинам, руководителю проекта сложно сохранять мотивацию и драйвить проект. В моей практике был длительный запуск. Сначала мы формировали требования к системе, убеждали заказчика в необходимости определённых решений, проводили тендер, ходили на референсы, настраивали выбранную систему – за это время в компании сменилось три ИТ-директора. На этапе запуска в опытную эксплуатацию столкнулись с новой проблемой – сотрудники не были готовы к запуску, не ходили на обучение, не верили в систему. По прошествии лет можно сказать, что проект получился успешным, и пользователи довольны системой и хвалят её. Конечно, можно вспомнить много историй, но не все они публичные.