2019/09/06 10:03:39

Онлайн-бизнес сети магазинов Перекресток

Онлайн-бизнес торговой сети «Перекресток» (входит в X5 Retail Group) представлен магазином Perekrestok.ru, в котором через интернет можно заказать продукты питания и сопутствующие товары.

Содержание

Онлайн-супермаркет «Перекрестка» был запущен в 2017 году и организационно существует как внутренне подразделение компании. По состоянию на середину 2019 года в общей сложности в онлайн-бизнесе «Перекрестка» заняты порядка 2 тыс. человек, а к 2020 году планируется расширить штат примерно до 2,8 тыс. человек.

2019: Запуск нового, крупнейшего распределительного центра

В сентябре 2019 года торговая сеть «Перекресток» презентовала свой новый dark store («темный магазин») - распределительный центр, который поставляет продукты для онлайн-покупок. Он расположился на 2-м километре Липкинского шоссе в Москве. Корреспондент TAdviser побывал на новой площадке и узнал, как она устроена и как работает и планирует развиваться онлайн-супермаркет «Перекрестка».

Распределительный центр на Липкинском шоссе был запущен в середине августа
Распределительный центр на Липкинском шоссе был запущен в середине августа


Формат dark store отличается от склада тем, что хранение товаров в нем организовано как в супермаркете – на полках, с которых собирается заказ, а также наличием помещений и для других целей. Например, пекарни, цехов для приготовления рыбы и мяса к продаже и др. В дальнейшем планируется расширить функциональность dark store для сбора заказов готовой еды, рассказывают в «Перекрестке».

Новый dark store был открыт на волне динамичного роста оборотов онлайн-супермаркета Perekrestok.ru. Разместившись на территории в 18 тыс. кв. метров, этот распределительный центр стал крупнейшей площадкой такого формата у «Перекрестка».

Для доставки заказов из нового dark store по состоянию на начало сентября задействованы порядка 70-80 автомобилей
Для доставки заказов из нового dark store по состоянию на начало сентября задействованы порядка 70-80 автомобилей


Инвестиции в новый dark store составили около 600 млн рублей, рассказал TAdviser директор по стратегии и электронной коммерции торговой сети Леонид Довладбегян. По его словам, потребность в новом распределительном центре возникла на фоне роста объемов онлайн-торговли «Перекрестка». В 2018 году оборот онлайн-супермаркета составил порядка 1,3 млрд рублей, а в 1 квартале 2019 года выручка выросла в 4,5 раза по отношению к аналогичному периоду 2018 года, привел данные Довладбегян.

Долю рынка своего онлайн-супермаркета на рынке доставки продуктов питания компания пока не оценивала, но планирует сделать это в 2020 году с привлечением экспертов.

«Сердце» нового dark store - штаб оперативного управления
«Сердце» нового dark store - штаб оперативного управления


Рынок заказа продуктов питания онлайн – одно из наиболее быстрорастущих направлений электронной коммерции, и растет оно быстрее физического ритейла, отмечает Леонид Довладбегян. При этом подавляющая часть бизнеса доставки еды приходится на закупки продуктов впрок, добавил он. Другими сегментами являются дозакупка продуктов, предполагающая экспресс-доставку, и покупка уже готовой еды, например, из ресторанов.

Помимо распределительного центра на Липкинском шоссе, у компании есть еще два в Москве значительно меньше по площади – 4 тыс. кв. метров и 800 метров, а также один центр в Санкт-Петербурге площадью 7 тыс. кв метров. Одно из отличий нового dark store от остальных – наличие в нем мезонинной зоны, где отдельно хранятся низкооборачиваемые товары. Также в новом центре был расширен ассортимент товаров, улучшена планировка, объясняют в компании.

Основной, «сухой» зал распределительного центра
Основной, «сухой» зал распределительного центра


По состоянию на начало сентября 2019 года в новом dark store работает около 300 человек, для доставки заказов задействованы порядка 70-80 автомобилей. Но масштабы будут расти. К высокому сезону на складе будет работать до 500 человек и 100 автомобилей, приводят данные в «Перекрестке». В среднем число заказов онлайн-супермаркета составляет 3,2 тыс. заказов в день, в пиковые дни - около 4 тыс. К концу года «Перекресток» рассчитывает выйти на показатель до 7 тыс. заказов в день.

Основные зоны распределительного центра включают «сухой» зал – здесь находятся товары, не требующие особых условий хранения, охлажденный зал с температурой +5С, морозильный зал и мезонинную зону, где хранятся товары, которые покупатели наиболее редко заказывают.

Ряды холодильников, как в обычном супермаркете
Ряды холодильников, как в обычном супермаркете
Температура в холодильном зале составляет +5С
Температура в холодильном зале составляет +5С
Сбор заказа в холодильной зоне
Сбор заказа в холодильной зоне


Леонид Довладбегян рассказал TAdviser, что ядро прикладного программного обеспечения для работы dark store, включая WMS, CMS и ERP, компания использует самописное: «мы не нашли подходящих готовых решений», объяснил он. При создании прикладного ПО были задействованы наработки, уже существующие в X5 Retail Group, добавил Довладбегян. Работают все системы на базе ИТ-инфраструктуры X5 Retail Group.

Мезонинная зона для хранения низкооборачиваемых товаров расположена на верхнем уровне центра
Мезонинная зона для хранения низкооборачиваемых товаров расположена на верхнем уровне центра
Примеры товаров, которые редко заказывают в онлайн-супермаркете
Примеры товаров, которые редко заказывают в онлайн-супермаркете
Для спуска собранных заказов вниз из мезонинной зоны установлена двигающаяся лента
Для спуска собранных заказов вниз из мезонинной зоны установлена двигающаяся лента


Товар, полки и ячейки с товаром, ящики, в которые собираются заказы, промаркированы штрих-кодами с уникальными номерами, которые занесены в базу данных системы управления складом. За счет сканирования штрих-кода радиотерминалом сбора данных ведется учет складских запасов и отслеживается движение товаров: система всегда знает, сколько товара осталось на полке, какой товар был упакован в заказ.

Из системы сборщикам заказов поступают задания на носимые терминалы. Также система составляет маршруты для водителей, по которым необходимо затем развести собранные заказы.

Носимый терминал сборщика заказов и считыватель штрих-кодов
Носимый терминал сборщика заказов и считыватель штрих-кодов

Теоретически можно было бы вести учет, используя RFID-метки вместо штрих-кодов, но возникает вопрос, кто будет клеить метки на все товары, говорят в «Перекрестке».

Одна из точек упаковки заказа
Одна из точек упаковки заказа


Леонид Довладбегян отмечает, что перспективы для автоматизации dark store «Перекрестка» есть, но до применения роботов на складах для сбора и упаковки заказов, как в некоторых зарубежных компаниях, в ближайшее время вряд ли дойдет, поскольку пока это экономически не целесообразно.

«
Я видел конвейеры полностью автоматической сборки заказов. Пока это не стало экономически эффективным даже за рубежом. А в России экономическая реальность такова, что у нас другая стоимость труда сотрудников – она дешевле, чем на Западе, а оборудование, наоборот, дороже. Поэтому у нас это не будет эффективным в ближайшее время. Мы изучали вопрос глубокой автоматизации, и пока не видим в этом перспектив, - пояснил директор по стратегии и электронной коммерции «Перекрестка» в разговоре с TAdviser. – Но при этом у нас есть мечта создать полностью роботизированный объект, нам это интересно.
»

Готовые к отгрузке заказы
Готовые к отгрузке заказы
Маршруты доставки заказов формируются для водителей в системе автоматически
Маршруты доставки заказов формируются для водителей в системе автоматически

2017: Запуск онлайн-супермаркета

Онлайн-торговлю «Перекресток» запустил в 2017 году. В том же году был открыт первый dark store. Изначально сбор заказов осуществлялся и на базе магазина, и на базе dark store, но, получив первый опыт, компания пришла к решению развивать онлайн-продажи только на базе dark store.

Сбор заказов на базе физического магазина, во-первых, не гарантирует наличия товара в необходимый момент, так как его покупают клиенты, приходящие в магазин, и хранить товар отдельно для онлайн-заказов там неудобно, пояснил директор по стратегии и электронной коммерции «Перекрестка» Леонид Довладбегян. А во-вторых, сбор заказов мешает находящимся в магазине покупателям. Кроме того, в обычном магазине сложнее организовать учет товаров, предназначенных именно для онлайн-продаж.

По словам Леонида Довладбегяна, модель dark store была позаимствована у британских ритейлеров, таких как, например, Tesco, и доработана под российские реалии.

Информационные технологии в X5 Retail Group

Основная статья: Цифровые технологии в X5 Retail Group

ИТ-проекты в "Перекресток"