2022/11/15 12:50:45

Константин Лопаткин, «Айтеко.Cloud»: В последнее время случился бум миграции из зарубежных облаков на отечественные решения

О развитии российского рынка облачных сервисов в условиях ухода зарубежных игроков, наиболее востребованных услугах и перспективах Cloud-сегмента в 2023 году в интервью TAdviser рассказал Константин Лопаткин, руководитель облачного бизнеса «Айтеко.Cloud» (генеральный директор ООО «СБКлауд»).

Константин
Лопаткин
Несомненно, облачные решения продолжат развиваться и расширять свою долю рынка.

Какие наиболее значимые изменения произошли в последнее время в сегменте облаков с точки зрения развития технологий?

Константин Лопаткин: Отмечу уход иностранных вендоров - необходимость более интенсивного импортозамещения оживила рынок отечественных технологий. Российские решения в основном привлекли к себе внимание только в этом году. Рынок знакомится с большим спектром решений и постепенно интегрирует их в бизнес, что помогает российским компаниям увеличивать прибыль и тем самым ускоряет темпы нашего развития. Позитивная обратная связь рынка и перенаправление финансов в русле импортозамещения позволяют совершенствовать технологии и улучшать отечественные решения. В частности, мы всегда стараемся сделать наши услуги более привлекательными для бизнеса, поэтому произошло объединение облачного провайдера «СБКлауд» и дата-центра «ТрастИнфо» под общим брендом «Айтеко.Cloud».

Возник ли в этом году ажиотажный спрос на услуги отечественных Cloud-провайдеров в связи с необходимостью миграции из западных облаков?

Константин Лопаткин: Менять привычные бизнес-процессы и адаптироваться к новым рыночным условиям пришлось практически всем компаниям. Сохранность данных – это очень важный вопрос для бизнеса. Поэтому те, кто размещал свою инфраструктуру за границей, в этом году активно переносят ее в российские ЦОДы.

Сбои логистических цепочек и, как следствие, нехватка инфраструктурного оборудования и отсутствие возможности получения сервиса от иностранных компаний привели к тому, что с начала весны наблюдается устойчивая тенденция перехода компаний на облачные решения. Бизнес стал обращать внимание на российских разработчиков и поставщиков облачных услуг. Как следствие, выросло число обращений и рабочих проектов.Догнать и перегнать: Российские ВКС прирастают новыми функциями 8.9 т

Среди наших услуг наиболее востребованной оказалась миграция в облако, которая позволяет сократить расходы на инфраструктуру и перенести корпоративные данные в отечественные облака из иностранного ЦОДа или собственной инфраструктуры. В преддверии любого проекта специалисты нашей компании проводят анализ инфраструктуры и предлагают заказчику план оптимизации расходов. Затем мы составляем план «переезда» данных в облако, после чего приступаем непосредственно к миграции. В результате – все данные заказчика в надежном месте, инфраструктура работает стабильно, а время простоя сервисов выдерживается минимальное.

Как мы можете оценить изменение структуры спроса в 2022 году? Какие услуги стали драйверами российского облачного рынка в этом году?

Константин Лопаткин: В настоящее время на российском рынке по-прежнему наиболее популярна услуга «Инфраструктура как сервис» (IaaS). Вместе с тем, бизнес проявляет всё больший интерес к готовым облачным сервисам «ПО как услуга» (SaaS).

Самая востребованная услуга – миграция в облако. Сейчас мы получаем очень много запросов на миграцию с западных инфраструктурных решений на российские аналоги. Интерес к данной слуге вырос на фоне дефицита железа, роста цен на оборудование и увеличения эксплуатационных затрат. Мы предоставляем эту услугу на максимально выгодных и комфортных условиях для наших заказчиков. Именно миграция в облако позволяет бизнесу оптимизировать расходы на ИТ-инфраструктуру (получить реальную экономию) и спокойно адаптироваться к изменениям, которые затронули абсолютно всех.

Расскажите о преимуществах, которые получат заказчики в связи с объединением под общим брендом облачного провайдера «СБКлауд» и дата-центр «ТрастИнфо».

Константин Лопаткин: «Айтеко.Cloud» объединяет облачные сервисы, услуги дата-центра, а также услуги аренды оборудования, направления ПО и консалтинга. Консолидация облачных услуг и услуг ЦОД происходит на уровне коммерческого блока, пресейла и стратегического маркетинга.

В результате консолидации усилий двух компаний заказчику не нужно вести переговоры с несколькими подрядчиками, сравнивать конфигурации и варианты построения инфраструктуры. Он может обратиться к нам со своими задачами и быстро получить комплексное, оптимальное решение для своего бизнеса. Немаловажно, что объединение под общим брендом позволяет оптимизировать себестоимость услуг.

Три наших ключевых продуктовых направления – это интеграция, облако, ЦОД. Интеграционный бизнес включает в себя ИТ-консалтинг – блок услуг, направленных на модернизацию и сопровождение ИТ-инфраструктуры. Мы проводим аудит и проектирование инфраструктуры перед каждой миграцией в облако, оказываем услуги по сопровождению инфраструктуры заказчика.

В облачное направление входят инфраструктурные сервисы и сервисы для бизнеса с использованием наших мощностей. В основе Cloud-сегмента находятся частные и публичные облака, а также инфраструктурные и бизнес-сервисы, такие как VDI, объектное хранилище S3, резервное копирование, управляемые сервисы БД и кластеры Kubernetes, речевая аналитика, чат-боты, корпоративная почта и корпоративный мессенджер.

В направление ЦОД мы включаем colocation, каналы связи, защиту от DDoS-атак и межсетевые экраны (WAF). Также мы поставляем, либо сдаем в аренду серверное оборудование и СХД, размещая его в собственном дата-центре или дата-центре заказчика.

Долгое время важным индикатором надежности провайдера служил уровень катастрофоустойчивости его ЦОДа - Tier. Какие требования заказчики сейчас предъявляют к поставщикам облачных сервисов?

Константин Лопаткин: Помимо сертификации по требованиям Uptime Institute, заказчики требуют соответствия ИТ-инфраструктуры федеральным законам и различным уровням защищенности. Кроме того, организации финансового сектора обращают большое внимание на соответствие инфраструктурным стандартам PCI DSS.

Как поставщики облачных сервисов мы готовы удовлетворить запросы заказчиков всем перечисленным требованиям.

С какими основными трудностями сталкиваются облачные провайдеры в этом году? Есть ли у вас опасение, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе вы можете столкнуться с дефицитом серверного оборудования и различного ПО для управления облаками?

Константин Лопаткин: Большинство компаний сталкиваются с одними и теми же трудностями, независимо от принадлежности к той или иной отрасли. Ключевые проблемы на рынке ИТ-инфраструктуры — это сбой поставок оборудования и уход иностранных вендоров, поставщиков ПО.

Наша компания смогла быстро отреагировать на изменения рынка. Мы настроили новые логистические цепочки, что позволило пройти путь перестройки бизнеса с минимальными временными издержками. Могу сказать, что все контрактные обязательства исполняются нами точно в срок, заказчики остаются довольны предоставляемыми услугами.

Что касается ситуации, сложившейся в результате ухода иностранных вендоров, то мы предвосхитили тренд на активное импортозамещение и начали методично работать в этом направлении еще несколько лет назад. Так, наше облако с 2019 года работает и развивается на базе отечественной платформы виртуализации РУСТЭК. Это снимает возможные санкционные риски для наших заказчиков. Мы и в дальнейшем будем развивать и интегрировать отечественные решения в облачный сегмент.

Вообще, с какими вендорами вы строите работу в условиях санкций? Способны ли китайские компании удовлетворить спрос на оборудование и софт для управления ЦОДами?

Константин Лопаткин: Основным программным обеспечением для любого облачного провайдера является система виртуализации. Но так как мы опережаем тренды, и наше облако изначально было построено на основе собственной разработки, то проблемы импортозамещения в этой части нас не коснулись.

Тщательно изучив китайский рынок серверного оборудования, мы пришли к выводу, что для нас предпочтительнее будет использовать контрактную сборку на китайских заводах.

К настоящему времени цепочка поставок уже достаточно хорошо отлажена, и мы готовы удовлетворить не только потребности функционирования собственного облака, но и можем поставлять серверное оборудование на площадки наших заказчиков.

Ваш прогноз по динамике спроса на облачные услуги в 2023 году в России: на сколько вырастет рынок и какие услуги будут пользоваться наибольшим спросом?

Константин Лопаткин: Мы видим большой интерес со стороны государства и корпоративного сектора к использованию российских облачных и инфраструктурных решений. В следующем году можно ожидать только усиления тренда на импортозамещение.

При этом мы понимаем, что одномоментно заместить все зарубежные решения просто невозможно. Как я уже сказал, отечественные решения, в основной их номенклатуре, привлекли к себе пристальное внимание только в 2022 году. Рынок присматривается к отечественным разработкам и, оценив их преимущества, постепенно отказывается от импортных решений. Мы считаем, что в 2023 году будут весьма актуальны сервисы в области ИТ-консалтинга: аудит, проектирование, миграция. Данные услуги позволят интеграторам и российским вендорам активно развивать компетенции по продуктам, внедрению и эксплуатации.

Несомненно, облачные решения продолжат развиваться и расширять свою долю рынка. Среди драйверов Cloud-направления – дефицит устройств хранения, рост цен на оборудование и высокие эксплуатационные затраты на использование серверов. Также мы ожидаем более активное развитие российских SaaS-продуктов: платформы виртуализации, российские дата-центры, отечественные программные решения.