2017/05/22 13:55:24

Интервью TAdviser с руководителем отдела бизнес приложений Melon Fashion Group Александром Колпаковым

Александр Колпаков, руководитель отдела бизнес приложений Melon Fashion Group (компания управляет брендами одежды befree, Zarina, Love Republic) в интервью TAdviser рассказал о перспективах умных магазинов в России и развитии ИТ в своей компании.

Александр <br /><b>Колпаков</b> <div>В нашей компании сейчас ведется процесс цифровой трансформации</div>
Александр
Колпаков
В нашей компании сейчас ведется процесс цифровой трансформации

На Западе в последние годы набирают популярность концепции «умных» магазинов, включая магазины одежды. Виртуальные примерочные, примерочные с дополненной реальностью, замена продавцов-консультантов электронными помощниками и др. Насколько, по вашему мнению, приживутся такие концепции в России, и что сейчас препятствует их распространению?

Александр Колпаков: Подобные технологии есть на рынке Америки, в меньшей степени в Европе и немного в Азии, но даже за рубежом это все работает пока в основном в качестве экспериментальных технологий. Если же все эти технологии переместить в массовый сегмент, то оказывается, что здесь их практически нет.

На мой взгляд, рынок до конца не готов к тому, чтобы воспроизвести такие технологии в массы. Здесь очень много технологических сложностей. Для того, чтобы внедрить, например, виртуальную примерочную, необходимо много и четко отслеживать конструкции изделий: это лекала, конструкторские правки, чтобы на реального человека в виртуальном пространстве надевать одежду, и другое.

На рынке luxury-одежды виртуальные примерочные проще внедрять. Там меньшее количество изделий и, соответственно, надо приложить меньше трудозатрат, чтобы поставить технологию на поток. В luxury сегменте модной индустрии на Западе сейчас ведутся такие проекты.

Что касается «умных» магазинов, за рубежом эти технологии транслируются в массы очень крупными игроками мирового уровня, которые имеют в своем составе хорошие лаборатории по исследованиям, проработке и тестированию этих технологий. Такие компании могут себе позволить быстро экспериментировать, вкладывать большие ресурсы в разработки. Если российский рынок придет к этому, то, думаю, не ранее, чем через несколько лет.

У «Мэлон Фэшн Груп» есть много идей в области «умного» магазина, но пока они на уровне концепций. Несколько таких проектов мы сейчас тестируем. Подробности пока я не могу раскрывать.

Каковы общие направления этих идей?

Александр Колпаков: Внутри «Мэлон Фэшн Груп» мы экспериментируем с разными технологиями. Есть несколько направлений. Первое – это локальные решения, которые могут работать самостоятельно и которые мы хотели бы подключить в общую концепцию омниканальности. Например, какие-то опросы наших покупателей. Это могут быть и опросы в интерактивном режиме, так и неформальные опросы в виде оценки изображения лица - чтобы оценить эмоции человека в момент совершения покупки.

Подобные технологии мы сейчас изучаем и тестируем, но не в конкретных магазинах, а пока в наших небольших лабораториях. В этом году, возможно, мы начнем в экспериментальном режиме использовать их в каких-то магазинах.

Параллельно мы теоретически прорабатываем большие глобальные направления, которые меняют подход к взаимодействию с покупателем. Например, те же виртуальные примерочные.

Здесь важно отметить, что сами по себе виртуальные примерочные работать не будут. Для того чтобы они работали, надо внедрить в компании массу других технологичных вещей и процессов: например, RFID, интеграцию систем CAD-проектирования изделий с примерочными и т.д. Это огромный проект.

Пока я не могу сказать точнее, о каких глобальных направлениях идет речь в нашем случае, но могу сказать, что если они «выстрелят», то это будет «вау-эффект» на рынке.

Ранее вы рассказывали, что в 2017 году ваша компания взяла курс на омниканальность. Что сейчас вы делаете по этому направлению?

Александр Колпаков: Например, работаем над балльной системой лояльности. В прошлом году мы ее запустили, и в 2017 году усиливаем работу с балльной системой: будем делать ее более гибкой для наших покупателей.

В этом же году мы запускаем дополнительные процессы типа «click and collect» - самовывоз товара из магазина при интернет-заказе. Также в 2017 году мы планируем пересматривать и улучшать процессы электронной коммерции.

Помимо этого, мы планируем подключать системы аналитики. В принципе, одна аналитическая система у нас уже есть, но мы еще не приняли технологического решения, будем ли мы развивать аналитику на базе этой существующей системы либо будем делать это в нашей систем на базе Axapta, которая объединяет все технологии омниканальности.

С использованием аналитики мы планируем делать сегментацию наших покупателей и пытаться работать с различными их сегментами. Возможно, в этом году мы успеем запустить и первые наработки в индивидуальных предложениях для покупателей.

Важно отметить, что мы приняли решение запускать и развивать омниканальность собственными силами, без привлечения каких-то внешних дополнительных платформ. В первую очередь, это связано с вопросами гибкости и быстрой адаптации под наши потребности. Брать коробочный продукт и адаптировать его – это нам не очень интересно. Мы сторонники гибкого подхода, быстрых и эффективных результатов.

Какие примечательные ИТ-проекты были завершены в вашей компании в 2016 году и в начале 2017 года?

Александр Колпаков: Один из наиболее важных проектов – внедрение платформы онлайн-примерочных, позволяющих значительно сократить время и издержки при разработке новых коллекций одежды. Головной офис нашей компании находится в Санкт-Петербурге, а производственные мощности сосредоточены в 7 странах. Раньше одним из способов оценки качества выпущенного изделия была очная оценка — пересылка пробного экземпляра с фабрики обратно дизайнерам. Это занимало несколько недель и могло откладывать запуск массового производства. Платформа онлайн-примерочных, внедренная компанией Orange Business Services и основанная на технологиях ВКС, позволяет нам оценивать изделия удаленно.

При этом подключаться к «примерке» можно с любого устройства, в том числе мобильного, и просматривать результаты даже после завершения онлайн-сессии.

Важным проектом было и внедрение POS-системы, на базе которой мы развиваем омниканальность.

Кроме того, в 2016 году мы сделали серию проектов под эгидой happy retail, направленные на то, чтобы сделать жизнь нашей розницы счастливей. Это не только ИТ-проекты, но и бизнесовые, и организационные. Речь идет, в первую очередь, о проектах, затрагивающих работу продавцов, консультантов компании, а также затрагивающих самого покупателя.

Например, проект цифровой рекламы. В знаковых магазинах мы поставили цифровые панели на входе, где крутятся разные ролики. Также в большом количестве магазинов устанавливаются кассовые моноблоки с дисплеем для покупателя. На нем транслируются промо-материалы.

Помимо этого, мы решили отказаться от обычных терминалов сбора данных в магазинах. В рамках happy retail мы проанализировали, чего не хватает в магазинах и чего они хотят, и выяснили, что очень много времени они тратят на процесс переоценки товара. При этом в процессе совершают и много ошибок.

Мы провели «айфонизацию» и трансформировали процесс переоценки: теперь бирки изделий можно сканировать с помощью мобильного устройства – мы используем для этого iPhone 5 – и тут же на мобильном принтере распечатывать новый ценник.

На мобильные устройства с традиционных терминалов сбора данных мы перевели и процессы приемки товара, инвентаризации товара. Кроме того, мы усилили эту технологию тем, что теперь с мобильных устройств можем печатать не только новые ценники, но и этикетки с информацией о товаре. Отмечу, что для мобильного решения мы используем программное обеспечение собственной разработки.

В какую сторону сейчас движется развитие ИТ в «Мэлон Фэшн Груп»?

Александр Колпаков: В нашей компании сейчас ведется процесс цифровой трансформации. Ранее компания придерживалась классического подхода к организации ИТ: и аппаратные, и программные решения, которые развертываются и работают у нас. Около 1,5 лет назад компания стала пересматривать ИТ-стратегию и смотреть в сторону облаков, сервисов. В этом направлении мы и двигаемся. Переход не будет резким, он пошаговый и включает эксперименты.

Как пример – в этом году мы начали экспериментировать с Microsoft Azure, начав с обычных процессов хостинга и предоставления ресурсов. В середине года планируем попробовать и разные сервисы на базе этой платформы, в том числе для ритейла. Сейчас я не могу озвучить, какие именно. Но могу сказать, что опыт использования подобных сервисов мы «подсмотрели» у других ритейлеров в мире и в России, и хотим попробовать то же самое.