2024/02/27 17:51:40

Гражданское судостроение (рынок России)

.

Содержание

2023

Рост производства гражданских судов на 36% до 112 штук

Производство гражданских судов в России за 2023 год выросло на 36% в сравнении с 2022-м - до 112 штук. Об этом свидетельствуют данные исследовательской компании «Infoline-аналитика», опубликованные в конце февраля 2024 года.

Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на это исследование, российские верфи в 2023 году сдали суда (тоннаж более 50 тыс. тонн) на сумму 330,6 млрд рублей, что на 47,1% больше показателя годичной давности. Без учета платформы «Новатэка» стоимость судов в гражданском судостроении в 2023 году сократилась на 16,4%, до 92,6 млрд рублей, а в специальном — увеличилась на 62%, до 184 млрд рублей.

За 2023 год в России было произведено 112 гражданских судов

По данным «Infoline-аналитики», в 2023 году на ОСК пришлось 59,1% всей стоимости и 19,4% тоннажа 2023 году, на втором месте с 22,9% — верфь «Звезда», на третьем — холдинговая компания «Ак Барс».Банковская цифровизация: ускоренное импортозамещение и переход на инновации. Обзор и рейтинг TAdviser 13.2 т

Газета также приводит данные Минпромторга, согласно которым в 2023 году верфи сдали 108 гражданских судов, в том числе 64 судна с водоизмещением более 100 тонн, тогда как в 2022-м заказчикам было передано 84 гражданских судна.

«
В целом в 2023 году портфель заказов предприятий отрасли включал свыше 300 единиц гражданских морских и речных судов, плавсредств, а также речной и морской техники, которые находятся на разном этапе строительства, — прокомментировал замминистра ведомства Виктор Евтухов.
»

Согласно данным «Infoline-аналитика», 90 сданных судов в 2023 году относились к гражданскому сегменту, 22 — к «специальному судостроению». Общее водоизмещение крупных и средних судов по итогам 2023-го увеличилась в 2,4 раза, до 1,2 млн тонн, если учитывать морское основание гравитационной платформы для СПГ-завода «Новатэка» «Арктик СПГ-2» весом 640 тыс. тонн (без нее рост составил 10,7%, до 459 тыс. тонн).[1]

Начало строительства серии электросудов для Москвы за 8 млрд рублей

Судостроительный завод Emperium (входит в Sitronics, подконтрольную АФК «Система») в Ленинградской области построит новую серию пассажирских прогулочных судов на электротяге «Москва 2.0». Об этом стало известно 11 августа 2023 года. Подробнее здесь.

Россия потратит 150 млрд рублей на закупку судов за рубежом

Объем программы государственных субсидий на пополнение флота для внешнеторговых операций в период до 2034 года составит 70 млрд рублей. С ее помощью за рубежом планируется закупить 85 судов общей стоимостью более 150 млрд рублей. Об этом, как пишет «Коммерсантъ» в номере от 6 марта 2023 года, говорится в программе государственного субсидирования ставки по кредитам на закупку флота для экспортно-импортных операций РФ.

Один из собеседников газеты сказал, что в программу попадут как подержанные, так и строящиеся суда, в том числе 60 балкеров, включая 12 самых крупных по грузоподъемности сухогрузов Capesize.

В программу пополнения флота для внешнеторговых операций попадут как подержанные, так и строящиеся суда

На субсидии также претендуют от семи до девяти контейнеровозов, семь многоцелевых судов, 15 танкеров классом не выше Aframax и восемь Aframax (популярный класс танкеров, который могут принимать большинство портов). Но один из собеседников утверждает, что танкеры не попадут в программу. Правительство разрабатывает программу с 2022 года, оно готово субсидировать кредиты для банков на покупку судов, в том числе у зарубежных верфей и на вторичном рынке. Внешнеторговый оборот российских портов по большей части обслуживается судами, не контролируемыми российскими компаниями. На них пришлось в 2022 году порядка 70% экспортно-импортного грузооборота.

По словам главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, Россия прежде почти не обладала собственными морскими балкерами, а угольные компании очень заинтересованы в комплексном выстраивании логистики, особенно в случае экспорта груза по сверхдлинным маршрутам из северо-западной части страны в Азию. Бурмистров отметил, что российское судостроение не сможет поучаствовать в программе, поскольку пока не готова к ней.

По его мнению, потребности в нефтяных танкерах удовлетворили с помощью «теневого флота», в том числе благодаря тому, что нефтяные компании самостоятельно способны закупить корабля для этих целей.[2]

2022

Рост продаж судов на 6,1% до 177,3 тыс. штук

В 2022 году в России было продано 177,3 тыс. судов, что на 6,1% больше, чем годом ранее. Рынок продолжил расти, однако в 2021 году темпы были выше (+21,2%). Об этом свидетельствуют данные аналитиков BusinesStat, которые были обнародованы в апреле 2023 года.

В исследовании отмечается, что участники рынка судостроения ожидали падения спроса в 2022 году из-за снижения покупательской способности населения. Однако продажи, наоборот, повысились, рост реализации пришелся на технику для активного отдыха. Дистрибуторы отмечали увеличение спроса на лодки ПВХ и подвесные лодочные моторы, что было вызвано опасениями потребителей по поводу возможного возникновения дефицита и существенного роста цен. Второй причиной высокого спроса на прогулочные и спортивные суда в 2022 г стала сложная ситуация с выездом на заграничный отдых. Жители страны стали планировать свой отпуск в пределах России и покупать товары для активного отдыха.

По словам аналитиков, российские производители и иностранные компании вносят почти равный вклад в предложение судов на российском рынке. Однако события 2022 года сильно повлияли на российское судостроение. Вследствие введения санкций, часть поставщиков иностранного оборудования заморозили либо прекратили взаимоотношения с российской стороной. В частности, остановили поставки в Россию компании Wartsila, Mitsubishi и Yanmar, являющиеся производителями пропульсивных установок, двигателей, валолиний и валогенераторов. Это привело к задержкам в строительстве судов, а часть проектов, по словам участников рынка, пришлось заморозить на неопределенных срок.

С целью поддержки судостроительной отрасли Минпромторгом был разработан механизм по выдаче субсидий на выполнение комплексных проектов по разработке, созданию и внедрению в серийное производство наиболее критичных видов судового комплектующего оборудования. Частично заменить санкционное оборудование смогут российские компании. В качестве альтернативы также рассматриваются поставщики из Китая, Турции и Южной Кореи.[3]

В Росрыболовстве признали убытки верфей на 42 млрд рублей

Суммарный убыток российских верфей от строительства 105 судов для вылова рыбы и краба «огромный» и составляет около 42 млрд рублей. Об этом в феврале 2023 года заявил руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.

В разговоре с РБК он отметил, что проблемы начались еще до санкций, и «в какой-то степени их можно оправдать пандемией [коронавируса COVID-19]». При этом в большей степени сложности связаны с тем, что предприятия судостроения взяли заказы, но договорные обязательства с рыбаками «прописали плохо и просчитались», пояснил Шестаков.

Глава Росбыловства Илья Шестаков

Он напомнил, что в 2018 году стартовал первый этап программы инвестиционных квот и аукционов, в рамках которого планировали построить 64 рыбопромысловых и 41 краболовное судно. Количество судов, переданных за пять лет, оказалось существенно ниже намеченных объемов.

По словам Шестакова, оставшиеся 37 краболовов рассчитывают достроить не позднее 2027 года. Однако организация рыбопромыслового флота серьезно осложнилась из-за пандемии коронавируса и антироссийских санкций.

«
Но в большей степени сложности были связаны с отсутствием у верфей на начальном этапе программы нужных компетенций, и у них возникли трудности при строительстве рыбопромыслового флота по коммерческим заказам в сжатые сроки и по фиксированной цене, — добавил глава Росрыболовства.
»

В Росрыболовств также отметили, что некоторые рыбопромышленники идут навстречу верфям, согласовывая изменение стоимости и продление сроков строительства. По мнению Шестакова, для решения проблемы с убытками может потребоваться создать «какую-то программу финансового оздоровления» верфей. Этот вопрос будут решать Минпромторг и Объединенная судостроительная корпорация.[4]

Правительство выделило 7 млрд рублей на создание оборудования для гражданских судов

На разработку, производство и внедрение отечественного оборудования для гражданских судов будет направлено 7 млрд рублей. Об этом правительство РФ сообщило 24 августа 2022 года. Распоряжения о выделении этих средств из резервного фонда подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Господдержка позволит подготовить эскизные проекты по 40 типам таких изделий, благодаря чему появится возможность достроить в ближайшие годы более 100 различных судов – торговых, пассажирских, технических и рыбопромысловых. Их общая стоимость составит свыше 500 млрд рублей. Изначально комплектующие для этих судов планировалось приобрести за рубежом, но введенные санкции нарушили кооперационные связи во многих отраслях промышленности, в том числе в кораблестроении.

Работа будет идти в рамках федерального проекта «Стимулирование спроса на отечественную продукцию судостроительной промышленности», которые входит в государственную программы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений».

Вопрос о выделении финансирования был рассмотрен и одобрен на заседании Правительства 24 августа.

«
Важно все средства использовать максимально эффективно. Разработка каждой единицы оборудования обязательно должна завершаться серийным производством с дальнейшим внедрением, - отметил Михаил Мишустин и поручил Минпромторгу держать эту работу на постоянном контроле.

»

Представить предложения о выделении из федерального бюджета 7 млрд рублей на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по импортозамещению судового оборудования Правительству поручил Президент России Владимир Путин. Поручение дано по итогам совещания о развитии агропромышленного, рыбохозяйственного комплексов и смежных отраслей промышленности, состоявшегося 5 апреле 2022 года[5].

2013: Спущено порядка 90 судов различного назначения

Рынок гражданского судостроения является одной из стратегических и приоритетных задач для российского государства. Обладая высоким потенциалом развития отрасли, Россия на начало 2014 года занимает лишь 0,3% на мировом рынке гражданского судостроения. Однако при успешной реализации государственной программы по поддержке отрасли до 2030 года и выполнения всех намеченных проектов Объединенной строительной корпорацией (ОСК) данный показатель может вырасти до 3%.

Анализ статистики показывает, что с каждым годом количество произведенных российскими судостроителями гражданских судов растет. Так по итогам 2013 года, на воду было спущено порядка 90 судов различного назначения (по данным DISCOVERY Research Group). При этом наибольшее внимание уделяется обеспечивающему флоту, танкерам и сухогрузам. Именно в этих категориях флота можно наблюдать относительно более молодой парк судов. По данным Федерального агентства морского и речного транспорта, на середину 2013 года российские компании эксплуатировали 2760 морских судов различного назначения. При этом доля устаревшего парка флота, к которому относятся суда со сроком службы более 20 лет, составила чуть более 78%.

По данным ЕСИМО на начало 2013 года речной флот России насчитывал более 22 тыс. единиц флота, степень износа которого превышала 83%. Отметим также, что объем перевалки грузов в речных портах за 2013 год составил 176,3 млн. т. – впервые, начиная с 2009 года, данный показатель продемонстрировал падение и составил только 94,3% от уровня 2012 году и всего 71,9% докризисного уровня. В морских же портах объем перевалки грузов увеличился в сравнении с предыдущим годом на 3,9%, до 589 млн.т., превысив уровень 2008 года практически на 25%. При этом реализуемая транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года и стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года предполагает рост объемов перевалки грузов через отечественные порты до 1 млрд. т. грузов. Таким образом, для повышения конкурентоспособности российской судостроительной отрасли на мировом рынке России необходимо, прежде всего, активное обновление парка и развитие портовых мощностей и инфраструктуры, в подобном мнении единогласно сходятся все эксперты и специалисты рынка.

Примечания