2013/02/14 12:00:00

Аутсорсинг бизнес-процессов
Business Process Outsourcing (BPO)
Мировой рынок

Данная статья посвящена обзору глобального рынка аутсорсинга бизнес-процессов (BPO). Теме аутсорсинга в сфере информационных технологий посвящена отдельная статья - ИТ-аутсорсинг (мировой рынок).

Каталог проектов ИТ-аутсорсинга и поставщиков услуг на TAdviser

Содержание

2014: Multi-Process HR Outsourcing

Согласно отчету Everest Group от сентября 2015 г., посвященного много-процессному аутсорсингу в HR (Multi-Process HR Outsourcing), данная область аутсорсинга продолжила стабильный рост, увеличившись на 4% в 2014 году, и достигла $3,42 миллиарда долларов в мире. (MPHRO услуги включают консультирование и администрирование вознаграждений, аутсорсинг систем управления персоналом, расчет заработных плат, подбор и найм персонала, тестирование и обучение и т.п.).

По оценке Everest Group, категория процессов «Поиск и найм персонала», куда входит аутсорсинг процесса найма – (RPO – Recruitment Process Outsourcing) динамично изменяется, в соответствии с изменением рынка труда, и выросла на 13% за 2014 г., достигнув размера $1.7 миллиарда долларов.

2012: Объем рынка $21,2 млрд (-3%)

2012 год стал не самым удачным как для мирового, так и для европейского рынка ауторсинга. Однако, по сравнению с сегментом ИТ-ауторсинга, показавшим отрицательную динамику, сегмент ауторсинга бизнес-процессов продолжает расти.

По данным Information Services Group (ISG)[1], на мировом рынке ауторсинга в четвертом квартале 2012 года произошло незначительное снижение. Об этом свидетельствуют данные исследования Global TPI Index за соответствующий квартал, в рамках которого проанализированы коммерческие сделки с годовой стоимостью контракта (annual contract value - ACV) от $5 млн и выше. Рынок аутсорсинга информационной безопасности в России: особенности развития и перспективы. Обзор TAdviser 6.5 т

Согласно им, совокупная стоимость заключенных сделок в последние три месяца 2012 года достигла $4,8 млрд, что на 27% ниже аналогичного периода 2011 года и на 11% меньше третьего квартала 2012 года.

В целом за 2012 год совокупный объем заключенных аутсорсинговых контрактов составил $21,2 млрд, что на 3% ниже итогового значения 2011 года. В 2012 году наибольший вклад в «копилку» рынка внесли мега-сделки (с показателем ACV от $100 млн и выше), а также сегмент аутсорсинга бизнес-процессов. Кроме того, существенный рост показал рынок азиатско-тихоокеанского региона.

Всего за 2012 год было заключено 1006 контрактов, что на 13% меньше, чем в 2011 году, но все же больше среднего числа сделок, рассчитанного за последние 5 лет. «Обычно итоги четвертого квартала превосходят результаты третьего квартала, но в данной ситуации этого не случилось», - отметил Джон Кеппел (John Keppel), президент ISG.

По его мнению, отчасти понижение рынка в четвертом квартале объяснимо влиянием на мировую экономику президентских выборов в США и урагана Сэнди, так что октябрь и ноябрь оказались самыми слабыми месяцами в 2012 году.

Интересно также, что всего на мировом рынке аутсорсинга было заключено 8 мега-сделок в четвертом квартале 2012 года и всего 34 таких сделки за год, причем последний показатель является максимальным с 2006 года. Также второй год подряд около 25% мега-сделок было заключено на развивающихся рынках. Однако, показатель ACV для мега-сделок упал на 50% по отношению к четвертому кварталу 2011 года и на 24% по отношению к третьему кварталу 2012 года, то есть они подешевели. Рассчитанный показатель ACV в целом за 2012 год для мега-сделок вырос на 7% в годовом сравнении.

Сегмент аутсорсинга бизнес-процессов (BPO) в четвертом квартале составил $1,9 млрд (-1% в годом выражении), но в целом за 2012 год этот сегмент вырос на 14% до $7,9 млрд. Сегмент ИТ-аутсорсинга в четвертом квартале 2012 года оказался равен $2,9 млрд (-37% в годовом сравнении), в целом же за 2012 год он упал на 11% до $13,3 млрд. И это несмотря на то, что за 2012 год было заключено 650 контрактов на ИТ ауторсинг, что является рекордным значением, причем такой рекорд достигается уже второй год подряд.

Крупнейшим региональным рынком осталась Америка (как Северная, так и Южная) где за 2012 год было заключено сделок на сумму $7,9 млрд (-3% к 2011 году). В регионе EMEA совокупный объем сделок достиг $10,2 млрд (-12% к 2011 году). Объем заключенных сделок в Азиатско-Тихоокеанском регионе составил $3,1 млрд за 2012 год, что на 55% выше, чем в 2011 году.

2011: Прогнозы Gartner

Мировой рынок аутсорсинга бизнес-процессов по прогнозам компании Gartner вырастет на 6,3% в 2011 году и еще на 5% в 2012 году. Внимание потребителей к этой модели особенно подогревается на развивающихся рынках, где компании ожидают высоких темпов роста в дальнейшем.

По словам Кэти Торнбохм (Cathy Tornbohm), аналитика исследовательской компании, тем временем крупнейший в мире рынок аутсорсинга бизнес-процессов, США, в последнее время демонстрирует неопределенность из-за неблагоприятных экономических условий, сложившихся в стране.

Вместе с тем в целом компании, особенно мультинациональные, обращаются к этой модели, чтобы сократить издержки и адекватно поддержать рост бизнеса, добавила она. Особенно отмечается рост объема транзакций в рекрутинге, аналитике данных клиентов и ряде других областей.

По оценкам Gartner, рынок аутсорсинга бизнес-процессов в Северной Америке будет расти медленнее мирового: в 2011 году он увеличится только на 3,8%. Ключевыми вертикальными областями для регионального рынка вплоть до 2014 года будут ритейл, здравоохранение, транспорт и производство. Что касается горизонтальных сегментов, то максимальный рост ожидается в сегментах выбора клиентов и CRM, а также управлении персоналом.

Рынок аутсорсинга бизнес-процессов в Западной Европе вырастет на 8,9% в 2011 году. Особым спросом будет пользоваться аутсорсинг управления взаимоотношений с клиентами, финансовой отчетности и управления персоналом. В континентальной Европе спросом будет пользоваться аутсорсинг платежных операций, особенно с поддержкой транзакций между странами, а также аутсорсинг контакт-центров и специфических процессов типа банкинга. Вместе с тем разнородный языковой ландшафт, специфическое трудовое право и профсоюзы затрудняют адаптацию многих типов аутсорсинга бизнес-процессов в регионе.

Развитие рынка аутсорсинга в Азитско-Тихоокеанском регионе останется позитивным: в 2011 году он вырастет на 17,9% в долларовом эквиваленте. В Gartner прогнозируют здесь высокий спрос на аутсорсинг управления взаимоотношений с клиентами, персоналом, финансовой отчетности, аутсорсинг банкинга и финансовых сервисов вплоть до 2015 года. Рост будет сосредоточен в ключевых странах региона, таких как Индия, Астралия и Китай. Ключевыми драйверами станут рост экономики, внедрение лучших практик и технологий, ускорение вывода сервисов на рынок и цель на повышение качества обслуживания. Японский рынок в отдельности при этом снизится на 0,9% в 2011 году: здесь все еще ощущается влияние мартовских катаклизмов.

В Латинской Америке развитие ИТ-сервисов происходит не столь быстро, но все-таки вплоть до 2015 года адаптация аутсорсинга бизнес-процессов в регионе будет увеличиваться. В первую очередь за счет развития здесь бизнеса глобальных корпораций. В 2011 году местный рынок вырастет на 14,7% в долларовом эквиваленте. Латинская Америка также получит значительные инвестиции от глобальных сервис-провайдеров, которые наращивают в регионе свое присутствие наряду с Азией и Восточной Европой.

Примечания