2020/09/16 17:15:23

Николай Ледовский, Сколтех: о создании максимально удобной ВКС для всех занятий – и очных, и в онлайне

На вопросы TAdviser ответил Николай Ледовский, менеджер по информационным технологиям Сколковского Института Науки и Технологий.

Николай
Ледовский
Организация офлайн-мероприятий сегодня – это дорого и сложно. Думаю, многие мероприятия полностью уйдут в онлайн

Расскажите о Сколтехе – его истории, развитии за минувшие 3-4 года.

Николай Ледовский: Сколтех создавался как университет третьего поколения, в нем не только обучают студентов, но и ведутся научные исследования. Для этого в составе института имеются научно-исследовательские центры, у каждого из которых есть своя специфика. Важной задачей Сколтеха является то, что мы должны применять результаты наших исследований в индустрии, создавать на базе этих исследований стартапы. И мы это делаем. Такие стартапы уже есть – в области искусственного интеллекта, биоинформатики, энергоэффективных технологий и многих иных областях.

Какую эволюцию прошел Сколтех за то время, которое Вы в нем работаете?

Николай Ледовский: Я работаю в институте с 2016 года, и тогда Сколтех умещался в одном 4-х этажном здании. За это время Институт стал намного больше – и по количеству студентов, преподавателей, и по занимаемой площади. В 2019-м году мы переехали в новый кампус, который, кстати говоря, получил премию ЮНЕСКО как лучший университетский кампус в мире. Он состоит из нескольких колец, внутри которых есть «бары» – вытянутые в линейку корпуса – научные центры, включающие лаборатории, аудитории, рабочие кабинеты профессоров, переговорные, открытые офисные пространства для совместной работы. Каждый из таких «баров» по размерам как то здание, которое институт занимал в 2016 году. Таким образом, масштаб Сколтеха увеличился на порядок, и это, конечно, ставит определенные вызовы.

Один из последних вызовов, вероятно, связан был с пандемией. Как прошел вынужденный переход в дистанционный формат работы и обучения?

Николай Ледовский: Переход в онлайн прошел достаточно гладко. Мы и так уже привыкли работать с дистанционными сервисами, у нас отлажена сетевая инфраструктура. Так что всем нашим коллегам мы оперативно предоставили удаленный доступ, и все это хорошо работает. Если говорить конкретно про видеоконференцсвязь, мы используем Zoom, потому что эта платформа очень хорошо решает проблемы дистанционного обучения.

Я считаю, что Сколтех на сегодня – самый современный в России институт. Мы применяем все новые практики как в обучении, так и в исследованиях. Институт, как мы уже говорили выше, поддерживает стартапы, в которых студенты воплощают в жизнь результаты проведенных исследований – в этом одна из «фишек» Сколтеха. Наши научные лаборатории работают исключительно на современном оборудовании, поэтому в них можно проводить исследования, актуальные для нашей индустрии и индустриальных партнеров института.

В кампусе вуза реализуется комплексный проект по созданию видеоконференцсвязи. Каковы его цели?

Николай Ледовский: Проект внедрения ВКС находится в стадии реализации. Изначально ставилась и по-прежнему ставится задача создать максимально удобную систему для всех занятий – и очных, и в онлайне. В аудиториях установлены видеокамеры, с которых мы можем транслировать видео, скажем, на YouTube. Однако много корректив в проект внес все тот же коронавирус. Мы не можем даже при помощи самого современного оборудования и технологий совершенно обезличить процесс обучения. На сегодня для дистанционного обучения мы используем Zoom. А сама внедряемая ВКС-система у нас достаточно развитая, многокомпонентная. Например, в рамках системы реализован синхронный перевод, который уже регулярно используется при проведении конференций с большим количеством участников.

Какая ИТ-компания реализует этот проект?

Николай Ледовский: Softline.

Что Вы можете сказать о внедряемой Softline мультимедийной системе в целом? Что уже работает? На какой стадии сегодня проект?

Николай Ледовский: Проект реализован на 50%. В переговорных комнатах уже установлено оборудование для ВКС, сейчас идет работа по настройке видеосвязи в масштабах всего института. В некоторых корпусах еще продолжаются строительные работы. А в готовых помещениях мы уже используем лазерные проекторы, аудиосистему, систему записи, трансляции в интернет. Работает система управления, которая позволяет со стола преподавателя выводить информацию на проектор и на плазменные панели, установленные в каждой аудитории. Если аудитория большая, в ней установлен проектор и несколько плазменных экранов, чтобы слушатели могли лучше видеть. Сейчас идет работа над центральной диспетчерской, которая должна в будущем обеспечить управление всем комплексом. Думаю, до завершения проекта понадобится еще год.

Игорь Лымарь, Softline:

Сколтеху требовался современный и удобный инструмент, который бы позволил проводить обучение на высоком технологичном уровне. Так перед нами была поставлена задача создать комплексное мультимедийное решение для использования как в административной деятельности, так и для автоматизации учебного процесса.

Проект включает в себя внедрение современных мультимедийных систем, в частности видеоконференцсвязи, комплексную поставку оборудования (экран, проектор, видеокамеры для записи лекций для каждой аудитории), его пусконаладку и строительно-монтажные работы.

Проанализировав совместно с командой Сколтеха, как проводятся занятия, было решено создать также зал-трансформер, превращающийся по необходимости из двух малых аудиторий в одну большую. В данном помещении помимо систем мультимедиа развернута система синхронного перевода. Здесь одновременно смогут работать 12 синхропереводчиков.

Сейчас проект в середине реализации. По итогам проекта мультимедийное оборудование планируется установить в 89 помещениях ВУЗа. В помещения будут интегрированы полноценные панели управления, которые позволят управлять видео, аудио, камерами на месте. Управление большим количеством аудиторий будет происходить из Единого Центра управления и мониторинга. Это позволит снизить стоимость владения и обслуживания мультимедиа. Такая диспетчерская позволит не держать огромный штат ИТ-сотрудников, всего несколько человек могут быстро из одного места «оркестровать» всем ИТ-оборудованием и помещениями. Площадь нового кампуса составляет 136 000 м2, поэтому по завершении проекта его можно будет по праву считать масштабным и поистине уникальным.

Выбор в части оборудования был за специалистами Softline?

Николай Ледовский: И оборудование, и ПО мультимедийного комплекса – это полностью в компетенции Softline. В команде Сколтеха есть специалисты, готовые поддерживать комплекс.

С какими сложностями столкнулись в ходе внедрения ВКС?

Николай Ледовский: Проблема в том, что ВКС-решения на сегодня больше ориентированы на корпоративный сектор, на банки, госкорпорации и другие серьезные компании, у которых есть повышенные требования к информационной безопасности и не так высоки требования к дружелюбности, открытости, удобству в использовании. Мы тоже не забываем про ИБ, но для нас очень важно удобство в использовании. И это большой вызов – и для подрядчика, и для нас самих. Ведь у нас много сотрудников, имеющих большой зарубежный опыт. И они могут сказать, что не хотят, к примеру, Jabber, потому что он страшный и неудобный, а хотят то, что используют студенты и преподаватели в Англии или в США. Комплексного ВКС-решения, которое позволяло бы все сделать удобно, красиво, с минимальными знаниями, на мой взгляд, пока нет. В этом отношении нам нравится Zoom – эта система работает сразу, не требуется устанавливать плагины и прочие «прелести». Кроме того, важно, что Zoom хорошо работает на iPad и других мобильных устройствах, которые преподаватели широко используют для дистанционного обучения.

Еще одна сложность налаживания мультимедийной системы состоит в том, что оборудование фрагментировано – нет на рынке вендора, у которого было бы комплексное мультимедийное решение, включающее ВКС. Нечто подобное есть у Cisco, но там тоже есть свои минусы и не последний из них – высокая цена. В реальности, когда в рамках одной системы работает оборудование от разных вендоров, возникает много проблем в части совместимости, стабильности работы, надежности.

Какие задачи стоят перед ВКС? Изменились ли требования к ней в ходе реализации проекта?

Николай Ледовский: Система проектировалась давно и немного под другие задачи, до коронавируса. Сегодня изменились требования к мультимедийному комплексу, делается большой акцент на дистанционное обучение и шире – взаимодействие. Так что система должна отвечать этим новым потребностям. В итоге, думаю, ВКС-система будет частично работать в офлайне, частично – в облаке. На сегодня Zoom и то, что установлено в Сколтехе в рамках мультимедийного проекта, как раз такой режим и обеспечивает.

Сколько ИТ-специалистов обслуживают ВКС Сколтеха? Используется ли аутсорсинг?

Николай Ледовский: Сейчас у меня в команде два человека, которые занимаются поддержкой ВКС и мультимедиа-оборудования при проведении мероприятий. Аутсорсеров привлекаем для решения мелких задач. Например, в аудиториях используются радиомикрофоны, которые разряжаются, если их не вернуть на базу. Пользователи часто забывают это сделать после окончания лекции, поэтому привлеченные сотрудники обходят ближе к ночи аудитории и проверяют, поставлены ли микрофоны на базу для зарядки.

Пандемия привела к широкому использованию облачных сервисов и ВКС-связи во всех сферах социальной и экономической жизни – Gartner прогнозирует рост на 25% по итогам 2020 года. Насколько долгосрочна эта тенденция, как Вы думаете?

Николай Ледовский: Думаю, эта тенденция навсегда, и 25% – это очень скромная оценка. Организация офлайн-мероприятий сегодня – это дорого и сложно. Думаю, многие мероприятия полностью уйдут в онлайн. Такие крупные корпорации как Microsoft, Google, Apple – все пришли к этому.

Gartner прогнозирует, что к 2024 году только четверть от общего количества корпоративных встреч будут проводиться в реальности, остальные – дистанционно. То же самое будет происходить и в сфере высшего образования, как Вы думаете?

Николай Ледовский: Уверен, что так и будет. Лекции, теоретическое обучение вполне может быть дистанционным. Вместе с тем в образовании важен контакт между преподавателем и студентом, поэтому семинары и лабораторные работы, думаю, останутся в обычном формате. Есть еще один важный момент – на лекциях происходит определенная социализация студентов, и непонятно пока, сможет ли «дистанционка» это заменить. Оптимальный формат обучения, как мне видится, – смешанный.