Проект

Новая идеология работы с информацией позволит "Почте России" отказаться от создания файлов в Excel и Word

Заказчики: Почта России

Москва; Логистика и дистрибуция

Продукт: Новые облачные технологии: МойОфис

Дата проекта: 2017/09  - 2022/03
Бюджет проекта: 357,65 млн руб.
Технология: SaaS - Программное обеспечение как услуга
подрядчики - 759
проекты - 7179
системы - 1358
вендоры - 765
Технология: Офисные приложения
подрядчики - 198
проекты - 680
системы - 402
вендоры - 241

2019

CIO "Почты России" Емельченков: внедрение "МойОфис" позволит перейти к новой идеологии, отказаться от создания файлов в Excel или Word

Заместитель генерального директора по информационным технологиям и развитию цифровых сервисов "Почты России" Сергей Емельченков в интервью главному редактору TAdviser Александру Левашову рассказал о цифровой трансформации предприятия, ИТ-стратегии и ключевых проектах импортозамещения. В частности, в ходе беседы речь зашла о проекте внедрения в компании офисного пакета «МойОфис».

По словам Сергея Емельченкова, замена Microsoft Office – это огромная по сложности работа.

«

Просто так его не заменить. Количество кода, которое сделано в виде макросов в Excel, превышает любое количество кода любых других систем, которые мы используем. Чего греха таить – лучшая система бюджетирования это Excel. Лучшая система анализа – это Excel. Любой экономист скажет, что Excel – это наше всё. Заменить напрямую все эти макросы в Excel мы не сможем. Да и в современной архитектуре это не важно. Мы используем «МойОфис» как платформу для работы с информацией, - рассказал Сергей Емельченков.

»

В \"Почте России\" меняется идеология работы с информацией
В "Почте России" меняется идеология работы с информацией

CIO "Почты России" отметил, что вся базовая информация находится в «озере» данных, и в компании хотят, чтобы все пользователи видели одно и то же, а не создавали свои Excel-таблички.

«

Для доступа к информации, для просмотра используется табличный процессор «МойОфис», а вся аналитика создаётся в бэкофисных системах, в гипер-кубах, и потом предоставляется нашим сотрудникам.

Так, например, мы полностью меняем всю систему отчетности для 42 000 отделений. Как только мы внедрим эту систему, ни одного документа в формате Excel или Word в отделениях создаваться не будет, - пояснил Емельченков.

»

По его мнению, такие важные архитектурные и процессные изменения свойственны современным компаниям. "МойОфис" позволил "Почте" перейти к принципиально новой идеологии, при которой пользователям запрещается создавать свои персональные сущности данных.

«

Изменения очень сложно внедряются, но мы считаем, что, введя новые процессы, мы принципиально ускорим работу с информацией и оптимизируем потоки данных.

Мы проходим этот путь с самим производителем продукта «МойОфис» - компанией «Новые облачные технологии». Говорить, что мы преуспели, пока рано. Но мы и не планировали завершить эту историю в течение одного года, учитывая наши масштабы, - заключил Сергей Емельченков.

»

ИТ-руководитель "Почты" также рассказал о снижении объема закупок продуктов Microsoft, однако пока компания вынуждена использовать эти решения.

«
Ту закупку, которая была проведена в феврале 2019 года (поставка лицензий Microsoft на 296 млн руб., - прим. TAdviser), мы спланировали так, чтобы к концу третьего года аренды – к концу 2021 года – выйти практически на ноль, - отметил Емельченков
»

Контракт с интегратором-партнером "МойОфис" на 352,6 млн рублей

27 марта 2019 года «Почта России» подвела итоги аукциона на приобретение отечественного офисного ПО для комплексного взаимодействия и совместной работы с документами на различных платформах.[1]

«Почта России» закупила российский офисный софт на сотни миллионов рублей
«Почта России» закупила российский офисный софт на сотни миллионов рублей

Начальная цена закупки составляла 464,5 млн рублей. Всего на конкурс поступило 5 заявок, при этом в торгах приняли участие только 4. Названия компаний-участников в протоколе аукциона указаны не были.

Заявки участников
Заявки участников

Победителем закупочной процедуры стала компания «Бином», предложившая наименьшую цену контракта - 357,65 млн рублей. Таким образом, итоговое снижение стоимости договора составило 107 млн рублей. Позже, в апреле, с «Бином» был заключен госконтракт по еще более низкой цене - 352,6 млн рублей, указано на портале госзакупок.

ООО «Бином» (работает под брендом «Бином интегратор») было учреждено в 2008 году. По данным сервиса «Контур-фокус», с ноября 2018 года единственным учредителем компании числится Екатерина Куликова. Выручка компании в 2017 году составила 3,167 млн рублей. До участия в тендере «Почты России» крупнейшим госконтрактом для «Бином» был договор с производственным объединением «Северное Машиностроительное предприятие» в 2016 году – около 3,5 млн рублей, следует из информации в базе «Контур-фокус».

На момент победы в тендере «Бином интегратор» является партнером 2-х компаний: «Новые облачные технологии» и Dialog. По состоянию на апрель 2019 года сайта в интернете у компании нет, есть только страница в соцсети Facebook.

В рамках проекта заказчику требуются пакеты приложений в составе редакторов для рабочих станций и web клиентов, решений централизованного хранения и обработки документов, а также взаимодействия с внешними получателями.

Согласно ТЗ, «Почта России» должна получить пакеты офисного программного обеспечения двух видов. Первый должен включать настольные версии почтового клиента, редактора текстов, редактора таблиц, средства просмотра и редактирования презентаций. Всего – 28 тыс. таких наборов приложений.

Второй пакет вместе с настольными версиями должен включать в себя web-клиенты для перечисленных выше программ. Кроме того, в его состав должны быть включены мобильные приложения для управления документами, редактирования текстов и таблиц, а также мобильный почтовый клиент. Дополнительно во втором пакете должно быть серверное программное обеспечение подсистемы объединенных коммуникаций, файлового хранилища, электронной почты и средств администрирования. Всего требуется 2 тыс. таких пакетов.

Все лицензии должны быть предоставлены на 3 года. В течение этого же периода заказчику потребуются услуги техподдержки: консультационное сопровождение пользователей, корректирующее и адаптирующее сопровождение системы.

Конкретное наименование программного продукта в документации не указывается. При этом, отмечено, что закупаемое офисное программное обеспечение должно быть включено в реестр отечественного ПО.

Среди других требований указано, что пакет должен устанавливаться на рабочие станции и работать под управлением операционных систем Windows (XP, 7, 8, 10, Server 2008 R2, Server 2012 R2, Server 2016), Альт Рабочая станция 8.1 и Astra Linux Common Edition (релиз «Орел»).

Программное обеспечение для мобильных платформ должно работать на устройствах под управлением Apple iOS 10.x и выше (для устройств iPad, iPhone), а также Android 4.4 и выше (для устройств с аппаратной платформой ARM).

Web-клиенты должны работать в браузерах Chrome, Internet Explorer, Edge, Firefox, Safari, «Спутник» и «Яндекс Браузер».

Перечисленным требованиям удовлетворяет пакет офисных приложений «МойОфис», который «Почта России» тестировала в 2017 – 2018 годах.

По данным TAdviser, это крупнейшая закупка российского офисного пакета.

2018: Результаты «пилота» «МойОфис», планы по миграции

Пилотное тестирование офисного пакета «МойОфис» прошло успешно, и по его итогам «Почта России» предъявила разработчикам дополнительные требования для внесения улучшений в работу продукта. Об этом в марте 2018 года рассказал TAdviser заместитель гендиректора по ИТ и развитию новых продуктов «Почты России» Сергей Емельченков.

«
Мы находимся в заключительной стадии переговоров с возможными поставщиками, - сообщил Емельченков TAdviser, - В ближайшее время «Почта России» планирует провести первый конкурс на закупку отечественного офисного ПО. Объем закупки и ее условия будут объявлены позднее.
»

Тестировать «МойОфис» в «Почте России» начали весной 2017 года <i>(фото - Kp.ru)</i>
Тестировать «МойОфис» в «Почте России» начали весной 2017 года (фото - Kp.ru)

Заместитель гендиректора по ИТ добавил, что специалисты «Почта России» несколько месяцев проводили анализ доступных на рынке отечественных решений в области офисного ПО.

Ранее в марте, отвечая на вопрос TAdviser на пресс-конференции, глава «Почты России» Николай Подгузов упоминал, что организация планирует перейти с Microsoft Office на «МойОфис» в 2018 году. Изначально миграцию рассчитывали начать в 2017 году (см. раздел ниже о пилотном проекте).

Возможную стоимость контракта на поставку лицензий «МойОфис» для «Почты России», ориентируясь на другие контракты, оценить сложно, поскольку на масштабных закупках вендоры зачастую предлагают заказчику большие скидки. Например, в апреле 2017 года закупку «МойОфис» проводило Росимущество (подробнее о проекте - по ссылке). Стоимость договора с поставщиком - компанией Softline - в данном случае порядка 8,9 млн рублей и включает 1 тыс. бессрочных лицензий «МойОфис».

Сергей Емельченков отмечает, что парк компьютеров «Почта России» является одним из крупнейших среди компаний в стране и насчитывает около 160 тыс. компьютеров. При реализации планов по замене Microsoft Office, проект «Почты России» станет одним из крупнейших внедрений «МойОфис» и одним из крупнейших проектов импортозамещения ПО на предприятии в России.

Более масштабное внедрение «МойОфис» на замену ПО Microsoft, ведется, например, в Москве. Правда, речь в данном случае только о почтовом сервисе. В 2017 году ДИТ Москвы говорил о планах перевести на него около 600 тыс. пользователей в городе. В ДИТ рассказывали, что внедрение происходит не без сложностей: по состоянию на май 2017 года, по словам главы ДИТ Артема Ермолаева, имела место «как минимум трехмесячная задержка проекта ввиду того, что столкнулись с большим количеством технических тонкостей».

2017: Старт пилотного проекта

«Почта России» запустила пилотный проект по использованию офисного пакета «МойОфис» и в дальнейшем рассчитывает заменить им Microsoft Office на рабочих местах сотрудников по всей стране. Об этом TAdviser в апреле 2017 года рассказал заместитель гендиректора по ИТ и развитию новых продуктов «Почты России» Сергей Емельченков.

По словам Емельченкова, пилотный проект был запущен в макрорегионе «Почты России» «Центр», столица которого находится в Твери. «МойОфис» там используют офисные сотрудники и руководство, говорит он.

Текущий опыт пилотного использования «МойОфис» в «Почте России» заместитель гендиректора по ИТ оценивает как успешный: он отмечает, что этот продукт полностью заменяет сотрудникам Microsoft Office.

«Почта России» рассчитывает начать тиражирование «МойОфис» на рабочие места сотрудников в 2017 году. По словам Сергея Емельченкова, всего в «Почте России» порядка 160 тыс. компьютеров. С учетом такого большого объема, он не уверен, что в этом же году получится полностью завершить миграцию.

В «Новых облачных технологиях» - разработчике «МойОфис» - проект в «Почте России» предпочли не комментировать.

Тендер на поставку «МойОфис» «Почта России» еще не объявляла.

Замену Microsoft Office на «МойОфис» «Почта России» проводит в рамках общегосударственного курса на импортозамещение, рассказал TAdviser Сергей Емельченков. По его словам, для этого в организации существует целая программа. Помимо замены продуктов Microsoft, она предполагает также, например, замену Oracle на СУБД с открытым кодом.

Проект «Почты России» должен стать одним из крупнейших по переходу на отечественное офисное ПО. В 2014 году более масштабное внедрение российского офисного ПО проводила РЖД РЖД (подробнее о проекте - по ссылке). Тогда РЖД заключила контракт на поставку российского решения для объединенных коммуникаций CommuniGate Pro для внедрения на более чем 250 рабочих местах сотрудников. Оно предназначалось для замены решений Microsoft Exchange и Lync. ИТ-директор РЖД Евгений Чаркин рассказывал TAdviser, что по состоянию на апрель 2017 года на это решение перешли около 170 тыс. пользователей.

Примечания