ОКБ: Национальный Хантер

Продукт
Разработчики: Объединенное кредитное бюро (ОКБ)
Дата премьеры системы: январь 2015 года
Дата последнего релиза: 2017/04/24
Отрасли: Страхование,  Финансовые услуги, инвестиции и аудит
Технологии: BI,  SaaS - Программное обеспечение как услуга,  ИБ - Система обнаружения мошенничества (фрод)

Содержание

История

2017: Релиз версии

24 апреля 2017 года Объединенное Кредитное Бюро сообщило о запуске версии скоринга для противодействия кредитному мошенничеству в рамках системы "Национальный Хантер".

Модернизированная модель создана посредством метода логистической регрессии и фиксированной калибровки и основывается на комплексных переменных, позволяющих банкам выделять сценарии поведения потенциальных клиентов:

  • предыдущие попытки мошенничества клиента,
  • недостоверная информация о работодателе,
  • совпадение номера мобильного телефона у нескольких заемщиков,
  • большое количество обращений за кредитами за последние 2 недели и др.

Результат создания комплексных переменных - набор рейтингов, ранжирующих входящую популяцию клиентов по степени риска кредитного мошенничества.

Этот подход, основанный на использовании различных комбинаций правил системы и определении конкретной модели поведения мошенников, увеличил эффективность модели в 2 раза по сравнению с предыдущей версией, заявила компания.Как зародилась масштабная коррупционная схема при внедрении ИТ в ПФР при участии «Техносерва» и «Редсис». Подробности 38.7 т

Скоринг ОКБ может интегрироваться в глобальные скоринг-модели банков, что позволит снизить потери от мошенничества, повысить уровень одобрения для позитивной популяции клиентов с низким риском. Модель помогает оптимизировать проведение первичной сегментации клиентов по уровню риска и применять ручное рассмотрение только по некоторым группам заявок, устанавливая для остальных автоматический отказ или одобрение.

Эта модель скоринга применима для универсальных кредитных организаций, банков, работающих в сегменте автокредитования и ипотеки.

«
В периоды экономической нестабильности активность мошенников всегда возрастает, поэтому банкам, кредитующим открытый рынок, нужно максимально тщательно подходить к проверке заемщиков для сохранения качества портфеля. По данным кредитных организаций, которые используют нашу систему "Национальный Хантер", направленную на противодействие мошенничеству на межбанковском уровне, в 2016 году удалось предотвратить попытки мошенничества на сумму более 42 млрд руб. Благодаря сервису "Национальный Хантер" банки могут автоматизировать процесс выявления подозрительных заявок еще на этапе их рассмотрения. Это позволяет проводить детальные проверки только части заемщиков и оптимизировать расходы на операционную деятельность.

Александр Ахломов, директор по развитию продуктов, ОКБ
»

2015

Дополнительные сервисы

18 ноября 2015 года Объединенное Кредитное Бюро запустило дополнительные сервисы в рамках системы "Национальный Хантер".

По данным ОКБ, почти 100% организованных мошеннических атак происходят с использованием "подставных" телефонных номеров. В большинстве случаев используется номерная емкость операторов связи с низким уровнем идентификации при оформлении номера. Сервис, основанный на данных Россвязи, позволяет сегментировать операторов по уровню популярности у мошенников, что позволяет автоматизировать процесс верификации трудоустройства заявителей и значительно снизить операционные расходы.

В рамках борьбы с организованными группами мошенников ОКБ запустило аналитический сервис "Кластеры негативного поведения". Мошенничество – это отдельная "сфера бизнеса", участники которой тоже стараются сократить свои операционные расходы, используя одни и те же телефоны и документы для атаки в нескольких кредитных организациях.

Выявить цепочки обращений мошенников на стороне одной кредитной организации крайне сложно, так как подозрительные данные не используются дважды в рамках атак на один и тот же банк. На основе накопленной в Бюро заявочной информации от всех участников системы строится модель связей данных и выделяются повторяющиеся в цепочках атак данные – кластеры негативного поведения. Участники сервиса могут направить запрос в систему, получив информацию, использовались ли такие данные в ранее выявленных кластерах негативного поведения.

Оба аналитических сервиса доступны для существующих участников "Национального Хантера" и не требуют доработок и существенных изменений настроек системы. Принцип работы системы основывается на передаче кредитных заявок в Бюро, где заявления обрабатываются на платформе Hunter. Поступившие заявления сравниваются с историческими данными, загруженными другими участниками сервиса (более 40 крупнейших кредитных организаций), в результате чего выявляются несоответствия в данных или совпадения с известными случаями мошенничества. В год в системе фиксируется более 250 тыс. попыток мошенничества.

Александр Ахломов, директор по развитию продуктов Объединенного Кредитного Бюро, отметил:

"За последний год доля заявок с подозрением на мошенничество выросла вдвое. Если в 2014 г. доля мошеннических заявок составляла около 1% от общего потока входящих заявлений, то по итогам 9 мес. 2015 г. она превысила 2%. Причем, если общее количество заявок в системе сократилось на 30%, количество подозрительных заявок выросло на 46%, что прямо свидетельствует об активизации мошенников с которой столкнулись банки. В текущей ситуации банкам, кредитующим открытый рынок, нужно максимально тщательно подходить к проверке заемщиков для сохранения качества".

Запуск фрод-бюро

Объединенное Кредитное Бюро (ОКБ) запустило в начале 2015 года фрод-бюро для страховых компаний на платформе Национальный Хантер. Основной задачей нового направления станет выявление высокорисковых клиентов и противодействие мошенничеству в сегменте добровольного автострахования.

Сервис работает в онлайн режиме и позволит оперативно и более взвешенно принимать решения по каждому заявлению на страхование или возмещение ущерба. Национальный Хантер будет полезен страховым компаниям на протяжении всего жизненного цикла продукта КАСКО, включая этапы определения стоимости полиса, оформления дополнительного соглашения, урегулирования убытков.

Сервис верифицирует данные, указанные в заявлении, со множеством исторических данных всех участников страхового рынка, которые хранятся в базе данных ОКБ. Процесс верификации базируется на использовании набора правил, заложенных в программное обеспечение Национального Хантера. В результате Сервис выдает отчет с указанием факторов риска, либо вероятности мошенничества, а также скоринговый балл, характеризующий степень потенциального риска. Для максимальной эффективности сравнение осуществляется с полисами и заявлениями на возмещение ущерба и по КАСКО, и по ОСАГО.

"По данным РСА страховые компании за 2013 г. потеряли более 22 млрд. руб. по сфабрикованным случаям ОСАГО и КАСКО. Это решение поможет снизить такие потери и предотвратить случаи организованного мошенничества. На этапе предварительного тестирования сервиса на исторических данных 4-х крупных страховых компаний с помощью сервиса удалось выявить 85% высокорисковых клиентов, - говорит генеральный директор ОКБ Даниэль Зеленский. Разработка и настройка сервиса проходила на основании требований, выработанных группой андеррайтеров и работников служб безопасности ряда крупнейших страховых компаний. Мы благодарны им за участие в рабочих встречах и экспертизу в вопросах предупреждения и борьбы с мошенничеством. Результатом совместной работы стал сервис, "заточенный" под существующие бизнес-процессы страховщиков и реалии российского рынка."

У ОКБ уже есть успешный опыт создания и развития фрод-бюро для кредитных организаций. С 2012 года работает сервис Национальный Хантер для Банков, в который на сегодняшний день входят более 40 крупнейших розничных банков. Практика показывает, что "плохие клиенты" и мошенничество уходят за кредитом в не входящие в наш клуб банки, что, в свою очередь, способствует присоединению к сервису новых участников и дальнейшему повышению его эффективности

"Страховые компании, как и банки, несут большие убытки от высокорисковых клиентов, - комментирует Председатель Совета директоров ОКБ, вице-президент Сбербанка России Ирина Кремлева. – Банкам удалось еще несколько лет назад объединить свои усилия по противодействию мошенничеству на платформе Национального хантера, и результаты действительно впечатляют. Я уверена, что в нынешних условиях, объединение участников страхового сообщества позволит сделать рынок автострахования более прозрачным и даст эффективные инструменты для объективной оценки рискового профиля клиента. Все это в итоге сделает бизнес более рентабельным, а также обеспечит лояльность хороших клиентов».

Обращение к кредитной истории и другим сервисам Бюро для оценки рискового профиля клиента выгодно не только страховым компаниям, но и гражданам. Международная статистика свидетельствует о прямой взаимосвязи между аккуратным вождением и своевременным исполнением кредитных обязательств. Кредитная история – это своего рода финансовый паспорт человека, который дает реальные преимущества в случае добросовестного исполнения им кредитных обязательств. Уже сейчас некоторые страховые компании предоставляют скидки на полисы КАСКО обладателям хорошей кредитной истории.



ПРОЕКТЫ (5) ИНТЕГРАТОРЫ (1) СМ. ТАКЖЕ (4)


Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год


Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  Qlik (QlikTech) (59, 464)
  Форсайт (19, 330)
  SAP SE (70, 301)
  Oracle (65, 267)
  Loginom Company (ранее BaseGroup Labs Аналитические технологии) (4, 236)
  Другие (1081, 1514)

  SAP SE (6, 13)
  Форсайт (2, 8)
  Qlik (QlikTech) (2, 8)
  Microsoft (2, 6)
  Доверенная среда (1, 5)
  Другие (47, 73)

Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год