СМ. ТАКЖЕ (1)

Жан Юбе́р (фр. Jean Huber, 13 января 1721, Женева — 21 августа 1786, Лозанна) — швейцарский художник и силуэтист, обладал даром карикатуриста.

Вольтериада

Известны его многочисленные изображения Вольтера, которого он регулярно посещал с момента, когда тот поселился в Женеве в 1756 году, а затем в 1759 году переселился в Ферне (где жил до 1778 года). С 1769 года Юбер создал серию картин, большое количество силуэтов и рисунков, представляющих Вольтера в его повседневной жизни. Эта серия впоследствии пополнила коллекцию императрицы Екатерины II и была ей посвящена (серия из девяти картин получила название «Scènes domestiques de la vie de Voltaire» или «Вольтериада» (Voltairiade).

Сам художник получил прозвище Юбер-Вольтер (фр. Jean Huber-Voltaire). Вольтер писал в 1772 году Мари де Виши-Шамро, маркизе Дюдеффан: «Он сделал меня посмешищем от одного конца Европы до другого».

Дипломат, публицист и критик Фридрих Мельхиор Гримм, который ценил его талант, сделал его творчество известным в Париже. Ему удалось заинтересовать работами художника таких богатых ценителей, как королева Швеции и король Дании. Он же обратил на художника и внимание Екатерины II.

Утро Вольтера. Швейцария, между 1750 и 1775, холст масло, 52,5 x 44,5 см
Завтрак Вольтера. Швейцария, между 1750 и 1775, холст масло, 52,5 x 44 см
Вольтер, укрощающий лошадь Швейцария, между 1750 и 1775, холст масло, 62 x 50 см
Вольтер на верховой прогулке. Швейцария, между 1750 и 1775, холст масло, 62 x 51 см
Жан Юбер. Вольтер в кабриолете. Швейцария, между 1750 и 1775 холст масло. 62 x 51,5 см
Автопортрет Жана Юбера на картине «Вольтер, играющий в шахматы с отцом Адамом» (Жан Юбер второй слева). Швейцария, между 1750 и 1775. Холст Масло. 53 x 44 cm. Эрмитаж
Вольтер на театральной сцене, Швейцария, между 1750 и 1775, холст масло, 61 x 49 см
Вольтер, сажающий деревья, Швейцария, между 1750 и 1775, холст масло, 52,5 x 43 см
Вольтер, встречающий гостей, Швейцария, между 1750 и 1775, холст масло, 53,5 x 44,5 см

Серия картин Юбера о повседневной жизни Вольтера была приобретена Екатериной II в 1775 г. при посредничестве Фридриха Мельхиора Гримма, тогда же размещена в Царском Селе, позднее при невыясненных обстоятельствах исчезла оттуда и вновь возникла, уже в составе собрания Воронцовых в Одессе, затем в Алупке. Оттуда в годы «культурной революции» их изъяло Всесоюзное объединение «Антиквариат», занимавшееся распродажей произведений искусства из дворцов и коллекций старой России, и передало в 1934 г. Эрмитажу.