Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
История
2023
Путин переименовал Росалкогольрегулирование и добавил ему новые функции
Президент России Владимир Путин подписал указ, которым переименовал Росалкогольрегулирование и добавил ему новые функции. Соответствующий документ был опубликован на официальном портале правовых актов 8 августа 2023 года.
Согласно указу, Росалкогольрегулирование будет переименовано в Федеральную службу по контролю за алкогольным и табачным рынками. Помимо прежних функций ведомство будет заниматься надзором в области производства и оборота табачных изделий, табачной и никотиносодержащей продукции, а также сырья для их производства.
Правительство РФ в течение шести месяцев должно решить вопросы, возникающие в связи с этим указом: определить численность штата нового ведомства, уточнить функции органов исполнительной власти и привести законодательство в соответствие с новым указом. В документе также сказано, что решение принято для «совершенствования государственного управления в области производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, а также никотинсодержащей продукции и сырья для их производства». Указ вступает в силу с 1 сентября 2023 года.
Комментируя принятые Путиным нововведения, первый зампред Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин отметил, что с инициативой передачи федеральной службе функций контроля табачного рынка сенаторы выступали давно.
| Дело в том, что у регулятора накоплен достаточно солидный опыт по контролю алкогольного рынка, который для большей эффективности можно было бы использовать и в сфере табачного производства и оборота. Это правильно. Централизация — это большой плюс, — пояснил сенатор.
|
|
По словам Рябухина, табачный контрафакт сегодня составляет примерно 10-15% от общего объема выпускаемой никотиносодержащей продукции.
| Бюджет из-за этого ежегодно недополучает огромные деньги. И чтобы снизить потери, мы предлагаем заинтересовать власти регионов в борьбе с контрафактом. Для этого было правильно передать субъектам часть табачных акцизов, — уточнил он.
|
|
Указ Президента Российской Федерации О некоторых вопросах государственного управления и контроля в области производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства
Получение права на регулирование табачного рынка
Президент России Владимир Путин подписал закон, который устанавливает госрегулирование производства и оборота табачных изделий в стране. Соответствующий документ был опубликовано на официальном портале правовых актов 13 июня 2023 года.
Законом вводится лицензирование деятельности и требования к оборудованию для производства, в том числе обязанность по его госрегистрации и консервации в случае неиспользования. Введен также учет продукции и сырья, которое будет основано на системе маркировки «Честный знак».
Президент РФ Владимир Путин
Закон наделяет Росалкогольрегулирование полномочиями по контролю (надзору) в области производства и оборота табачных изделий, табачной и никотинсодержащей продукции, а также сырья для их производства. В будущем, возможно, службу переименуют в Росалкогольтабакконтроль. Закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года. Нормы, вводящие лицензирование — с 1 марта 2024-го.
Некоторые требования закона вступят в силу позднее. Так, с 1 июля 2025 года на складах и в производственных помещениях производителя соответствующей продукции и сырья запретят размещать основное технологическое оборудование, не находящееся у него в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении. Лицензирование предусмотрено как для тех, кто занимается производством никотинсодержащих изделий, так и для тех, кто их ввозит и хранит.
Ранее правительство также предложило ввести уголовную ответственность за выпуск и продажу табачных изделий без лицензии. К середине июня 2023 года соответствующий законопроект обсуждается в Госдуме.
Как пояснили в СП, в основном нарушения связаны с ведением бюджетного учета и отчетности. В частности, не полностью проведена инвентаризация активов и обязательств, что повлекло отражение в учете банковских гарантий за предоставление производителям алкогольной продукции федеральных специальных марок с истекшим сроком действия.
Согласно отчету Счетной палаты, в 2022 году основным источником доходов Росалкогольрегулирования стала государственная пошлина за выдачу федеральных специальных марок производителям алкогольной продукции (63%). Размер этих поступлений составил 840 млн рублей или 144% к прогнозным назначениям. Вместе с тем общий объем доходов службы не достиг планируемых показателей и составил 82% от прогноза (1,3 млрд рублей).
Как отмечает аудитор Андрей Батуркин, произошло значительное неисполнение прогноза доходов по государственной пошлине за лицензирование деятельности в области производства/оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В Счетной палате добавляют, что расходы исполнены на достаточно высоком уровне – 99,3%. В части программных мероприятий Службы (как участника подпрограммы «Развитие налоговой и таможенной системы и регулирование производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров» ГП «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков») все показатели достигнуты. При этом Счетная палата указала на необходимость оптимизации сроков достижения или изменения их плановых значений.[1]
По данным российского органа финансового контроля, Росалкогольрегулирование не использует в полном объеме функциональность созданных внутренних информсистем, позволяющих вести контроль за производством и оборотом алкогольной продукции, а также автоматически выявлять различные риски и оперативно на них реагировать. Проверка показала, что значительные массивы информации к июню 2021 года существуют только на бумажном носителе и не заносятся в ИТ-системы.
Кроме того, участники ЕГАИС пока не имеют доступа ко всей необходимой им информации. В частности, не предусмотрено предоставление сведений об обороте алкогольной продукции по розничным продажам, заявили в СП.
По данным Счетной палаты, к июню 2021 года в эксплуатации Росалкогольрегулирования находится шесть ИТ-систем. При этом служба не создала единую комплексную стратегию развития таких систем, говорится в отчете СП.[2]